Освоение культурного наследия – это приобретение умения открывать в текстах культуры и традиции актуальные на сегодня и, в то же время, вечные смыслы жизни человеческой, сверяться с ними и черпать в них силу. Значение традиционного наследия в том, что оно влияет на «культурную ткань» настоящего. Наследуются вневременные ценности и жизненно важные смыслы, меняются же и обуславливаются современностью формы их существования. И сегодня они требуют ясного осмысления, проговаривания взрослым, даже некоторой апологии в пространстве взросления наших детей. Раньше, возможно, не требовали. Были органично вписаны, встроены в жизненные практики. Сегодня - дело другое, дабы не оказаться в положении Павла Петровича перед натиском молодого Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети». Как помнится, Павел Петрович сводил позицию защиты своих ценностей к ригористической констатации «это хорошо и правильно, потому что все так делают и вообще так всегда было» и - оказался неубедителен и даже, по замыслу Тургенева, карикатурен. И здесь, дабы быть правильно понятой, оговорюсь: я вовсе не имею ввиду пламенные монологи перед детьми в защиту значимости культуры и духовных ценностей (хотя, возможно, иногда они нужны). Нет, я, прежде всего, подразумеваю, что здесь прекрасно должны работать сами культурные практики и тексты, умело отбираемые взрослым - и фольклорные, и литературные, и художественные. При условии, конечно, что им не утрачено понимание их ценностно-смыслового ядра, символического языка и развита способность актуализировать ценностные пласты в совместном поисковом диалоге с детьми. Без диалога – поискового, сократического, эвристического – такой подход сегодня вряд ли возможен. Диалога, как совместного с детьми поиска и открытия смыслов. Диалога как вопрошания. Из доклада Анастасии Абрамовой «Культура и традиция как территория взросления и воспитания личности»