Автор и ведущий

Картина мира ребенка, материнский фольклор, традиционная игрушка, их педагогический потенциал. Какова их взаимосвязь в культуре? Как материнский фольклор и игрушка связаны с формированием детской картины мира? Какую именно картину мира они формируют и каковы их возможности в сегодняшнем дне?

Анна Борисовна Теплова – человек, знающий традиционную культуру, что называется, изнутри. Когда-то, в составе ансамбля Покровского, она участвовала в этнографических экспедициях, а затем, на сцене, приносила находки изумленной публике, открывая заново красоту и силу народных песен, танцев и игр. Сегодня А.Б.Теплова – одна из тех исследователей, которые стоят на позиции актуальности, жизнеспособности традиции и её необходимости современному ребёнку для формирования нетревожной картины мира и нравственных координат.

15 ноября 2013 года в рамках цикла состоялся новый семинар. Тема: «Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребенка»

Ведущий: Анна Борисовна Теплова, кандидат педагогических наук, научный сотрудник РАО.

В ходе семинара обсуждалось четыре важные позиции: картина мира ребенка, материнский фольклор, традиционная игрушка, их педагогический потенциал. Какова их взаимосвязь в культуре? Как материнский фольклор и игрушка связаны с формированием детской картины мира? Какую именно картину мира они формируют и каковы их возможности в сегодняшнем дне?

По теме семинара:

«Образ мира в начале XXI века окончательно утратил свою определенность… Но в детской картине мира во все времена присутствовало смыслообразующее звено – фигура взрослого, конструкт взрослости.

В игровом и сказочном мировидении, задающем жизненно важные смысловые ориентиры для организации повседневного опыта, опять же сквозит доминанта взрослости.

Проблема в том, что нынешний взрослый выглядит «слабым звеном» в детской картине мира. Явно - «не Бог, не царь и не герой».

Его собственный образ мира отличается неопределенностью – но не той, в преодолении которой детям являются образцы творчества, а выражающей непрочность базовой идентичности, в поиске которой современный человек может проводить значительную часть своей взрослой жизни, если не всю жизн» (В.Т.Кудрявцев)

  • Как «вернуть» в детскую картину мира (по сути – в жизнь детей) «сильного взрослого», взрослого-«героя», взрослого-«чудотворца» - такого, который может вовлечь в свои инициативы, увлечь их ими, а тем самым реально создать в сотворчестве с детьми общность?
  • Какова роль в этом процессе материнского фольклора и традиционной игрушки?
  • Как работают эти два исторически апробированных культурных «инструмента» в условиях современности?

Слушали, размышляли, обменивались опытом…

Интересное к теме:

Доступна видеозапись семинара.

Поделитесь с друзьями: