Автор и ведущий

Состоялся семинар для педагогов доктора психологических наук Александра Владимировича Сухарева. Тема: «Этнофункциональный подход к развитию и воспитанию современного ребёнка: воспитательные, профилактические, коррекционные возможности»

А.В. Сухарев — профессор, декан факультета психологии Государственной Академии славянской культуры, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

Залогом психического здоровья ребенка, а также высокой адаптивности к собственной этнокультурной среде и толерантности (дружественности) к иной является постепенное прохождение личностью ряда стадий. Так, в исторической динамике развития русской этнокультурной среды выделяют три такие стадии:

  • Сказочно-мифологическую, соответствующую «языческому» этапу развития русской этносреды, отраженному, в частности, в мифопоэтическом комплексе, который должен быть непременно освоен в возрасте 2-5 лет с помощью взрослых – родителей или воспитателей;
  • Религиозно-этическую, соответствует «христианскому» этапу развития русской этносреды, оптимальному для освоения от 5 до 8 лет;
  • Научно-познавательную, соответствующую этапу «просвещения» в развитии русской этносреды, оптимальный период для начала освоения которого наступает с 7-8 лет; только на данной стадии знакомство детей с разными культурными мирами может проходить без перенапряжения адаптационных возможностей, что выступает одним из факторов охраны психического здоровья личности.

О ведущем Мы слушали и горячо обсуждали «этнофункциональную парадигму» в современной психологии; автор её - А.В. Сухарев – профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии Государственной Академии славянской культуры, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

Спорили во время и после семинара много. Обратите внимание на отзывы слушателей семинара – они благожелательные, но не без критичности:

- «В целом, положения этнофункционального подхода к развитию личности и данные исследований, могут быть учтены в педагогических практиках. Они помогут обеспечить бережное отношение к адаптивным возможностям детей, а также выстроить убедительную позицию в диалоге с родителями о значении этнокультурного фактора при планировании географии семейных путешествий, в круге праздников и чтения, выборе игр и игрушек.

Однако! для православного человека ряд тезисов школы А.В.Сухарева - неприемлемы. Более того, есть такие позиции, которые противоречат сложившимся практикам православного воспитания».

- «Несмотря на очевидные разногласия в вопросе религиозного воспитания, нам, православным педагогам, семинар был чрезвычайно полезен. В своей работе мы опираемся во многом и на этнокультурное наследие - поэтому необходимо быть в курсе различных взглядов и позиций, связанных с этничностью.

Это важно для умения убедительно аргументировать собственные взгляды и уметь контр аргументировать в спорных вопросах оппонентам. Профессионал должен быть готов свои позиции отстаивать».

- «Очень понравился семинар. Много полезной информации, несмотря на некоторые спорные вопросы. А они существенны. Например, о времени начала религиозного воспитания. А.В.Сухарев настаивает на возрастной границе 5-ти лет, не раньше. Но для православного человека – это неоправданно, религиозное воспитание сопутствует взрослению с появления человека на свет (речь, конечно, о верующих родителях). На чем базируется позиция, что время религиозно-этической стадии воспитания - только после сказочной? Опытные педагоги, ссылаясь на опыт православной педагогики, отмечают, что "религиозное" и "мифологическое, сказочное" в раннем возрасте идут рука об руку.

А вот результаты исследований, подтверждающие, что мифологические универсалии и образы родной природы, запечатленные в раннем детстве, не только важны для психического здоровья, но и служат опорой в дальнейшем развитии религиозно-этической сферы, было весьма полезно и интересно услышать!»

- Спасибо большое за интересный семинар! Интересно и очень полезно. Для меня, пожалуй, самый спорный момент был - нужны ли ребенку, как назвал их, волшебные сказки про домовых и леших, о значении которых так много говорит Александр Владимирович. Я полагаю, что народная демонология – не самый лучший попутчик в открытии перед ребенком христианской картины мира».

- «Семинар был интересным. И не только потому, что научно подтверждал то, что многие поняли эмпирическим путем: важность образов родной природы, значение и последовательность народных сказок в жизни ребенка, опасность для психического здоровья «этнической маргинальности», etc.. Еще и оттого, что лекция «цепляла» православных слушателей своими спорными, а порой неприемлемыми для христианина моментами, касающимися христианского воспитания, языческих персонажей сказок, etc. Такие спорные положения заставляют находить аргументы в защиту православного взгляда на эти вопросы и учит оппонировать сильному собеседнику. Спасибо!»

Дополнительно

Рецензию на книгу: Сухарев А.В. «Этнофункциональная психология: исследования, психотерапия» - М.: Институт этнологии и антропологии РАН. Координационно-методический центр «Народы и культуры», 1998. 269 с. – можно посмотреть здесь: http://www.tovievich.ru/friend/8.htm

Цитаты по теме:

1. Кратко об этнофункциональном подходе:

В условиях современной полиэтничности, педагогами и родителями часто приветствуется широкий круг этнокультурных миров, с которыми соприкасается и взаимодействует семья и ребенок с малолетства. Однако, согласно этнофункциональному подходу, предполагается, что в своём естественном развитии личность должна пройти ряд последовательных стадий, повторяющих общий план развития этносреды ее рождения и проживания. Это, в свою очередь, является залогом психического здоровья, а также высокой адаптивности к собственной этнокультурной среде и толерантности (дружественности) к иной. Так, в исторической динамике развития русской этнокультурной среды выделяют три такие стадии:

1. Сказочно-мифологическую, соответствующую «языческому» этапу развития русской этносреды, отраженному, в частности, в мифопоэтическом комплексе, который должен быть непременно освоен в возрасте 2-5 лет с помощью взрослых – родителей или воспитателей;

2. Религиозно-этическую, соответствует «христианскому» этапу развития русской этносреды, оптимальному для освоения от 5 до 8 лет;

3. Научно-познавательную, соответствующую этапу «просвещения» в развитии русской этносреды, оптимальный период для начала освоения которого наступает с 7-8 лет; только на данной стадии знакомство детей с разными культурными мирами может проходить без перенапряжения адаптационных возможностей, что выступает одним из факторов охраны психического здоровья личности.

2. «…те или иные этнические признаки, объединяющие личность с определённой этносредой являются этнофункционально согласованными по отношению к ней и имеют этноинтегрирующую функцию, элементы же, разъединяющие человека с этносредой имеют этнодифференцирующую функцию (т.е. являются этнофункционально рассогласованными).

Например, для ребёнка, родившегося и проживающего в средней полосе России этноинтегрирующими будут такие элементы этносреды как заяц, волк, медведь, берёзка, этнодифференцирующими же будут являться ягуар, тролль, пальма и т.д.

Нарушение этнофункционального развития личности может проявляться в этнодифференцирующих показателях, разъединяющих личность и архегению ее этносреды: этнофункциональном рассогласовании содержания сказочно-мифологичской стадии, ее «выпадении», «задержке» и «забегании» последующих стадий, что, согласно с результатами исследований, может обусловливать широкий спектр нарушений психологической адаптированности личности» (А.А. Шапорева. «Роль этнической функции содержания воспитательных и психокоррекционных воздействий в психической адаптации детей и подростков.// Журнал прикладной психологии, 2006, №6(3))

Подробнее по теме: www.etnofunclab.ru – Лаборатория этнофункциональных исследований.

Поделитесь с друзьями: