По благословению Митрополита Рязанского Марка
Московский Центр для детей и родителей «Рождество» представляет
«Праздники православной церкви в жизни современной семьи».

Слушайте аудиозапись:

Аудиодиск Введение во Храм

Заказать диск вместе с сопроводительным буклетом можно в любом филиале Центра Рождество

Расшифровка аудиозаписи:

– В студии – священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати Апостолов в Ховрине, отец 4-х детей. (Анастасия Абрамова)

– И культуролог – Анастасия Абрамова. Сегодня мы будем говорить о празднике «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Мы будем говорить о том, как подготовить детей к праздничной церковной службе, что пояснить, на что обратить внимание. Мы будем говорить о том, что почитать дома, что послушать, в чем разобраться и как порадовать наших близких и детей в этот день. (Илья Боярский)

– Итак, как же рассказать детям о празднике «Введение во храм Пресвятой Богородицы»? (Анастасия Абрамова)

– Мне кажется, лучше всего, Анастасия, давайте представим, что мы сейчас вместе с нашими детьми. (Илья Боярский)

– И беседуем с ними? (Анастасия Абрамова)

– Да. (Илья Боярский)

– Находим такие слова для перевода взрослых смыслов на детский язык. (Анастасия Абрамова)

– Да. Итак, лучше всего дети воспринимают услышанное, если они что-то видят. Поэтому давайте говорить с детьми перед иконой праздника. Тем более что эту икону они увидят в храме, когда придут на службу. А икона эта непростая. Там много фигур, много сюжета, очень глубокий в ней смысл. (Илья Боярский)

– Что же мы на иконе увидим? О чем она нам рассказывает? Итак, вот как можно построить разговор с нашими детьми по иконописному изображению – икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы», на что обратить внимание?

Прежде всего, попросим детей найти на иконе саму Пресвятую Богородицу и отметим: Богородицей мы ее именуем почему – потому что она стала матерью Христа Спасителя. Богородица родила Бога. Но тут, на иконе, она еще девочка; тут, перед нами, она задолго до Рождества Христова. Где же она – найдем вместе с детьми. Да, вот она. И здесь ей только три года. Обратим внимание детей, что здесь она не одна, рядом с нею народа множество. «Давайте повнимательнее посмотрим», – скажем мы детям, – кого же мы тут увидим, найдем ли рядом ее родителей, вспомним, как их звали? Да, точно, вот они, найдем. Это Иоаким, а это мама – Анна. Вот они идут за нею, но не только они. Смотрите, целая торжественная процессия. Кого мы видим еще? И почему ясно, что процессия торжественная?». Обычно ребята сразу говорят: «Тут много прекрасных девушек в белых одеждах. А торжественная процессия потому, что девушки эти идут не с пустыми руками – в руках у них свечи, зажженные свечи». «Верно», – скажем мы, – куда же так торжественно сопровождают они святых Иоакима и Анну, и трехлетнюю Деву Марию?».

Ну что же, дальше нам, взрослым, нужно будет рассказать то, о чем ребята еще не знают. Мы расскажем о том, что святые Иоаким и Анна привели свое долгожданное дитя в Иерусалимский храм. «Иерусалимский» – это значит, в каком же он городе? «В Иерусалиме», – конечно же, так скажут дети. А где же жил Иоаким со своим семейством? Он жил в другом городе. Если мы готовились всей семьей к празднику Рождества Христова, то, вероятно, дети вспомнят, что жил он в Назарете. «И вот, от Назарета до Иерусалима, – расскажем мы, – три дня пути». Иоаким, Анна, их родные и ближние, а также множество юных дев, сверстниц Марии, все спешили, с зажженными свечами в руках, участвовать в торжестве Деве Марии, единственной дочери престарелых родителей. Иоаким и Анна ведь обещали посвятить ее Богу. Шествие шло, возможно, пело священное песнопение. И вот так дошли до Иерусалима. (Анастасия Абрамова)

(00:04:10 – 00:04:50 – звучит музыка)

– А что же значит – «посвятить Богу»? Надо поразмышлять вместе с детьми над этим словом – «посвятить». Дело в том, что такой обет дали родители Божией Матери – Иоаким и Анна. Они были бездетные и так до старости прожили. Они горячо молились Богу, чтобы даровал он им ребеночка. И только на старости лет, когда они стали уже совсем старенькие, Бог, наконец, исполнил их просьбу, и у Анны родилась Мария. Престарелые Иоаким и Анна спешили теперь исполнить свой обет. Они спешили посвятить дочь Богу. (Илья Боярский)

– Когда мы вспоминаем об этом, вспоминаем историю зачатия и Рождества Пресвятой Богородицы, то вот тут можно обратиться к другому образу – иконе «Рождество Пресвятой Богородицы», с клеймами. В каждом таком из клейм – важный эпизод этой истории, как Иоаким и Анна горячо молились Богу, как они получили весть от Бога, что молитва их услышана, как они бросились навстречу друг другу и обнялись, обменявшись радостной вестью, что Бог дарует им дочь. Вспомним, тоже опираясь на иконописные изображения, Рождество Пресвятой Богородицы. Но что значит «посвятить Богу»? ( Анастасия Абрамова)

– «Посвятить Богу» – это значит, научить своего ребенка служить Богу всей своей жизнью, горячим сердцем следовать его благой воли. Где же можно было открыть для Марии этот путь жизни, чтобы она смогла полюбить Бога, почувствовать святость своим сердцем? Конечно, это и в родной благочестивой семье, ну и, конечно же, это в доме Божием – в храме. Иоаким и Анна понимали, они были старые, что дни их земной жизни скоро подойдут к концу. И они захотели позаботиться о своей дочке; о том, чтобы она не осталась одна. А где же это лучше всего сделать? В храме Божьем.  И вот для Марии храм  Божий должен был стать родным домом. Там, в Иерусалимском храме, некогда хранился Ковчег Завета, с десятью заповедями Божьими. И там Пречистой Деве было отведено место для пребывания и молитвы.

Дело в том, что это было древним обычаем, древней традицией, у еврейского народа. Когда ребенок оставался один, сиротой, или когда родители не могли, по своим физическим или материальным способностям, дать нужное воспитание ребенку, тогда своего дитя они отводили в храм, где о нем заботились священники, заботились добрые люди: и о пропитании, и самое главное – о духовном воспитании ребенка.

Как мы знаем из других праздников, из праздника Сретения Господня, что при храме также жили и вдовы, которые остались одни – чаще всего, без детей, без мужей – тоже некому было позаботиться. Это было древнее общество, где людям не платили пенсии, где они были предоставлены сами себе. И поэтому храм принимал таких нуждающихся людей, он принимал их, давал им кров, давал им еду, давал им самое главное – утешение. (Илья Боярский)

 – А мы посмотрим вновь на икону праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Посмотрим и скажем детям: «Вот, посмотри, а на ступенях этого храма Марию уже ждут. Давай посмотрим, скажем, кто ее встречает?». Вряд ли самый маленький ребенок скажет, что это  священник. Тот, кто постарше, возможно, скажет: «Да, раз храм – значит, священник». Малыши же говорят: «Здесь стоит какой-то дедушка – седовласый, седобородый». Верно, это священник, его имя Захария. Через несколько лет он станет отцом того, кого назовут Предтечей Христа Спасителя, он станет отцом Иоанна Крестителя. «И вот, смотрите, – глядим на икону, – Первосвященник Захария, в поклоне, склоняется к будущей Пресвятой Богородительнице».

Давайте обратим внимание вместе с детьми: вот фигурка Пресвятой Девы, она изображена значительно меньше других фигур, но облик ее не детский. Вот посмотрим: 3-летняя Мария одета в мафорий, а это одежда  замужних палестинских женщин. Эта деталь здесь неслучайна. Фигурка маленькая показывает, что перед нами еще ребенок, а вот эта деталь, мафорий, – это знак, которыми полна иконопись. Это знак чего? Особого избранничества и этой Девы, стоящей сейчас на ступенях храма, Святой Девы. Знак ее грядущего великого предназначения, как Матери Божией. (Анастасия Абрамова)

00:10:02

– Что же мы еще видим на иконе? На иконе мы видим лестницу. По приданию, в храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Мария же легко одолела их, забралась на самый верх и там встретилась с Захарием. Небольшая деталь из моего детства, я потому что вырос в церковной семье и помню, как мне рассказывали об этом празднике. И помню про то, как мама или священник в храме говорили, что это какое-то чудо – она взошла на пятнадцать ступеней. И я не мог понять,  что же в этом чудесного. Я сам, будучи ребенком, спокойно поднимался на третий этаж. И когда только я уже вырос, только тогда узнал, что, оказывается, эти ступени были действительно высокие и огромные, что на этих ступенях располагался хор. А на самом деле – не просто хор, а хоры. И часто эти хоры составляли не одну сотню певчих, которые на праздники, попеременно, как сказано по-гречески – «антифонно», исполняли псалмы. Эта лестница была трудноодолима даже для взрослого человека. И только тогда я понял,  что же в этом чудесного.

Поэтому,  мне кажется, ребенку стоит сразу объяснить, сразу сказать, что хоть и на иконе лестница кажется маленькой, потому что икона – это символическая картина, там не все реалистично, что на самом деле, в том Иерусалимском храме, который сейчас разрушен, были огромные ступени – ступени как для великана. Тогда для ребенка это чудо, оно не уйдет, не потеряется. И вот, Божья Матерь встречает Захарию. И что же делает Захария? Это необъяснимо  ни для современных людей, ни, тем более, для людей того времени. Он берет ее за руку и вводит в самое святое место храма, святая святых, – это то место,  куда могли войти только один раз в год, и только первосвященник. Объяснить это невозможно, только так, что это было прямое повеление Святого Духа. Потому что она, Богом избранная, отроковица. (Илья Боярский)

– И вот еще, на что мы обратим внимание. Посмотрим вместе с детьми и обнаружим, что  Пресвятая Богородица изображена на этой иконе не одиножды. Сколько раз Пресвятая Богородица изображена на иконе «Введение во храм»? Если мы присмотримся внимательнее, а дети – очень внимательные обычно зрители и исследователи изображений, они сразу же найдут: «Вот здесь, в правом верхнем углу, сидит Дева. Она очень похожа, по одеянию, на ту, которая стоит перед Захарием». «Правильно», – скажем мы. Здесь изображена Пресвятая Богородица, второй раз. Не только 3-летняя отроковица перед нами, но и юная Дева. Вот она сидит, в верхнем углу иконы. Тут она значительно старше, это правда. И перед нею крылатый ангел. Если мы приглядимся, то он протягивает к ней нечто в руках. Так изображено чудо: Пресвятая Богородица, Пресвятая Дева, принимает  пищу от рук ангела. Ну и, конечно же, здесь мы не можем не сказать вот о чем. Дети, услышав об этом, часто спрашивают: «А что это за пища такая?». И, конечно же, ставят родителей в недоумение. Отец Илья, вот как ответить на этот детский вопрос? (Анастасия Абрамова)

– Вопрос вовсе не детский. Я бы ребенку ответил вопросом на вопрос. Я бы спросил у него: «А вот ты что бы хотел получить от ангела – конфету или шоколадку, или, может быть, вкусное особенное мороженое?». Таким образом поставить ребенка на место Божией Матери, чтобы он почувствовал, что как бы это он в храме, это он получает пищу от ангела; чтобы поставить его не вне праздника, а внутрь, чтобы он почувствовал духовно близость, что это все рядом – не 2 тысячи лет прошло, а все это здесь и сейчас. Ребенок задумается, каждый ответит в меру своего либо интеллекта, либо воспитания, либо желаний или откровенности. Может, кто-то действительно скажет, что хотел бы вкусную конфету. И тут надо сказать, что самое главное, что Господь нам дает, – это духовная благодать. Это та пища, которой мы живем. Господь нам дает благодать и силы, для того чтобы быть добрыми и святыми, – вот самая главная наша пища. И  ребенок, поставив себя на место Божией Матери, он должен прочувствовать это. (Илья Боярский)

– Что же было дальше? Праведные Иоаким и Анна, вручив свое Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Мария осталась при храме. И в церковном предании сохранились сведения, что она там воспитывалась в обществе благочестивых дев – прилежно «Священное писание» читала, занималась рукоделием. На иконе «Благовещение Пресвятой Богородицы» часто изображается она с веретеном в руке. А на других сюжетах Благовещения мы как раз можем увидеть, что у нее в руке книга «Священное Писание», постоянно молилась. И это было такое великое возрастание в любви к Богу и, конечно, время приготовление к тому служению, которое ей предстояло осуществить – стать матерью Спасителя. (Анастасия Абрамова)

(00:15:40 – 00:16:55 – звучит музыка)

– Анастасия, давайте поговорим с вами о второй, очень важной, составляющей вот этой беседы с детьми. Дети, прежде всего, слушают глазами, они воспринимают икону. Но что второе – по важности, по значению? (Илья Боярский)

– То, что они слышат, что поется, до  слова – музыка. (Анастасия Абрамова)

– Музыка. Потому что через музыку мы воспринимаем текст гораздо глубже, гораздо сильнее. Поэтому давай поговорим и о пении. Что поется на праздничном Богослужении в храме? Какой смысл этих текстов? (Илья Боярский)

– Итак, начнем, конечно же, с величания. (Анастасия Абрамова)

– Да. Величание – это то, что объединяет все праздники. Это короткое песнопение, где схема, структура и даже многие слова повторяются из праздника в праздник. Тем более что для маленьких детей будет очень удобно, они будут чувствовать, как некий такой объединяющий момент, они будут слышать знакомую мелодию, слышать знакомые слова, и вот – атмосфера праздника, дух праздника. А какой праздник, какая тема сегодня нам для радости – это уже второе. (Илья Боярский)

– Подсказывают слова величания, да. Но и самые-самые маленькие, малыши, самые маленькие члены семьи, они величание всегда радостно подтягивают, хотя бы первые два слова: «Величаем, величаем тя!». Ну что ж, разучите величание дома, вместе с детьми, прославьте Богородицу вместе, всей семьей, перед ее иконою, зажгите, как у юных дев, на иконе праздника свечи. А в храме тогда, когда вы будете на праздничном богослужении, дети уже знакомые слова услышат и запоют вместе со всем народом и хором. Давайте послушаем, как звучит величание праздника. (Анастасия Абрамова)

(00:19:00 – 00:20:00 – звучит музыка)

00:20:00

– Поговорим теперь о другом песнопении, очень важном, – это называется «Тропарь праздника». Это праздничная песнь, в которой кратко рассказано самое главное содержание, самый главный смысл того, что празднует церковь. Лучше всего этот текст распечатать крупным шрифтом, может быть, даже где-то повесить, в районе иконочки, чтобы ребенок видел либо взял в руки, мог следить за этим песнопением и подпевать. Также для детей, очень можно будет их привлечь, очень будет им, может быть, это интересно, потому что наше богослужение совершается на церковнославянском языке. И как можно привлечь, чтобы лучше вникнуть в смысл текстов? Поиграть в переводчика. (Илья Боярский)

– Да, обратить внимание на слова, которые могут быть не вполне понятны детям. Мы напомним, что слышим мы в «Тропаре праздника» в храме, о чем поем мы перед иконой праздника дома. Тропарь звучит так: «Днесь благоволения Божья предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает». (Анастасия Абрамова)

– Я скажу перевод, но родитель, я думаю, должен не сразу это говорить. Сначала спросить, какие слова понятны, а какие – нет. Перевод: «Сегодня предвестие благоволения Божья к людям и проповедь о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и предвозвещает всем о Христе». (Илья Боярский)

– И дальше мы присоединяем свой голос ко всеобщему торжеству и поем в Тропаре. (Анастасия Абрамова)
– «Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение». (Илья Боярский)
–«Велегласно» переводим: «велегласно» – значит, громко. А дальше? (Анастасия Абрамова)

– А «Зиждителева» – сложное слово. (Илья Боярский)

– Да, вопрос. «Зиждитель» – тот, на ком все зиждется, значит, так именуется Создатель. Получается перевод: «Ей и мы громко возгласим: радуйся, исполнение заботы о нас Создателя».

Послушаем Тропарь, а в нашем диске, в самом конце, и Тропарь, и Величание, и другие песнопения праздника есть, приложены к нашему разговору. Вы можете петь, подпевать хору вместе с детьми. (Анастасия Абрамова)

(00:22:45 – 00:23:35 – звучит музыка)

– Еще нужно обратить внимание на замечательную стихиру праздника «Введение во храм». Вот, послушайте, какая стихира. (Анастасия Абрамова)

(00:23:50 – 00:26:10 – звучит стихира)

– «Днесь Боговместимый храм – Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет; днесь Святая Святых радуется, и лик ангельский таинственно торжествует», – поется в стихире праздника. (Илья Боярский)

– И мы вновь обращаемся к опыту перевода. Предложите перевести такие слова стихиры: «Днесь Святая Святых радуется, и лик ангельский таинственно торжествует». На современный русский язык что получится? Получится: «В этот день Святые радуются, и ангелы торжествуют». Но вот очень интересные и важные слова в самом начале стихиры, послушайте вместе с детьми: «Днесь Боговместимый храм – Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет». «Боговместимый храм» – спросите у детей, о каком храме тут идет речь. Ведь это не о здании, а это о самой Марии, это ее так называет церковь: «Боговместимый храм», «в храм Господень приводится». Почему? Потому что Пречистая Дева вместит в себя самого Бога, как храм – дом Божий, она станет той, кто родит Бога, младенца Христа Спасителя. (Анастасия Абрамова)

– И тут можно опять сказать те слова, которые ребенка поставят внутрь праздника, чтобы он сопереживал ему, чтобы он понял, что это не далеко, а рядом с ним. «Боговместимый храм» – это ведь не только о Божией Матери, это и о нас с вами. Вот что писал Апостол Павел в «Священном писании»: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?». Значит, не только в Божией Матери жил Святой Дух, он живет и в нас. И мы тоже храм, мы тоже тот дом, где должен жить Господь, где должно быть ему хорошо, уютно, светло и радостно. (Илья Боярский)

– Да, и очень важно сказать ребятам о том, что значит чистота вот этого нашего маленького храма, что значит – стараться хранить себя в чистоте. И тут мы с вами поговорим о том, что можно для объяснения этого сделать своими руками.

К празднику «Введение во храм» можно сделать вместе со всей семьей лесенку, 15 ступеней. Скажем детям так: «Давайте сделаем на листе лесенку из 15 ступеней». Представим себе, что это как бы лестница Иерусалимского храма, по которой Дева Мария взошла. Но мы еще представим, что каждая ступенька не простая будет у этой лестницы. Давайте ее назовем, каждую ступень, именем какой-нибудь добродетели. Сначала сделаем сами ступени, а потом подумаем, какие добродетели, над каждой надпишем, и в каких поступках в нашей жизни выражаются те или иные добродетели, как им научиться, чтобы действительно хранить чистоту этого нашего храма.

Что будем делать? Вырезаем из самоклеящейся бумаги полоски одинаковой ширины и чуть-чуть разной длины. Ступенька самая большая, потом поменьше, потом еще чуть-чуть поменьше, как бы уходят вверх. Клеим на большой лист бумаги 15 полосок – от самой длинной до самой маленькой верхней, пятнадцатой. Над нею, над самой верхней, нужно, чтобы тоже был какой-то знак – к чему мы стремимся, к кому. (Анастасия Абрамова)

00:30:00

Можно такой, чтобы знаменем было символически, – например, Царские Врата; те, которые открываются, когда выходит к нам Священник со святыми дарами, на литургии и в другие моменты богослужения раскрываются перед нами, знаменуя, что Царство Небесное открыто. Можно сделать эти Царские Врата как раз так, чтобы створочки открывались, а за ними можно поместить образ Спасителя, который нас зовет в Царство Небесное.

Такое изображение можно использовать из пасхальной открытки, или цветное распечатать из Интернета. И поговорим вместе с детьми: «Вот бы нам подниматься по ступеням к Богу, добродетели приобретая, а то ведь бывает и наоборот, как задержишься, засидишься на какой-нибудь ступеньке, а то еще – кубарем вниз покатишься, и такое бывает. Вот давайте вместе подумаем о тех добродетелях, которые действительно отличают доброго человека-христианина. Давайте подумаем о тех добродетелях, которыми Богородица обладала, и которыми мы можем обладать, а когда сами встречаемся с ними, то радуемся и, в общем-то, чувствуем счастье, блаженство, встречаясь с добродетелями от других людей».

Размышляем, называем вместе с детьми две-три ступени. Две-три – не сразу все, потому что тут важно, чтобы не просто ребенок выдал формальный набор, какие у него в словарном запасе есть именования добродетелей; тут важно не торопиться, важно поговорить о названном, обсудить, примеры привести встречи с той или иной добродетелью и с ее противоположностью. И, конечно же, поговорить, как приобретать понемногу ту или иную добродетель с помощью Божьей. Вот другие ступеньки надпишем после, день за днем можно такой разговор-измышление продолжать, а можно воскресные дни посвятить такому разговору, семейные вечера.

И родителям будет как раз, над чем подумать и подготовиться к такому разговору, примеры подобрать. Тут очень важно, чтобы эти примеры были не какими-то далекими, про какие-нибудь дальние времена, а из своей жизни. Мы ведь с вами тоже встречаемся с тем, что чувствует наше сердце, распознает как дыхание добродетели, радуется, открывается навстречу. Из своей жизни примеры, из художественной литературы, из Житий Святых. Скажем ребятам, что будем стараться до каждой ступеньки тянуться и там, с Божьей помощью, удержаться.

Например, можно вот так разговор построить, как предлагает замечательный православный педагог, Людмила Васильевна Сурова, в своей программе «Мироведение». Это такой ход, разговор от обратного. Можно начать так разговор: «Всегда ли люди делают то, что сами считают хорошим? Всегда ли они следуют тому, чему учит церковь?». К сожалению, не всегда. Апостол Павел говорит: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». И ребята в таком семейном разговоре честно это признают. (Анастасия Абрамова)
– Что же мешает человеку делать добро? О чем говорит нам «Священное Писание»? Нам мешают наши страсти. И тут вопрос от ребенка: «Что такое страсть?». Слово звучит как-то страшно. (Илья Боярский)

– Да, точно. (Анастасия Абрамова)

– Хотя, похоже, не слово страшно, это церковное слово. Оно означает слово «страдание», «боль» – то есть то зло, которое приносят грехи. Что такое страсть с точки зрения Святых Отцов? Страсть – это вредная привычка, привычка ко греху; та привычка, которая изменяет наше существо, нашу природу, и мы теперь может быть и хотим делать доброе, а наша измененная природа заставляет делать нас зло. Наши чувства должны служить нам, а грех сделал человека непослушным – так, что и чувства перестали его слушаться. Кроме того, родились такие грехи, как жадность, себялюбие, ложь, лень – это все чужое, это не наши чувства. Мы пустили их в себя случайно, а теперь их надо выпалывать, как сорняки.

И как же это сделать, как победить наши страсти? Как мы можем с ними бороться? Тут бы я сделал это очень тактично и аккуратно, потому что лучше детям больше говорить о хорошем, чем о плохом. Не передавить, не испугать их слишком много, когда мы говорим о зле, о грехах. Сделать это аккуратно, чтобы ребенок случайно не превратился в такого человека, который только и думает, где бы случайно не коснуться, не сделать плохо; зациклится на чем-то, в чем он даже понять не может. Не испугайте ребенка, а скажите это спокойно, обыкновенно. Но сказать об этом надо.

Как это сказать правильно? Все зависит от возраста вашего мальчика, девочки, вашего ребенка. Как это сказать, чтобы не травмировать его, а так, чтобы он понял эту мысль, не испугавшись чрезмерно, не побоясь теперь сделать лишнее движение? Ведь это тоже нужен определенный такт, определенные чувства со стороны родителя. Надо убеждать себя, как мы говорим ребенку, не делать дурного, но не просто убеждать, а надо просить у Бога помощи, потому что сами, без Бога, это ребенок должен понять, мы не сможем справиться с тем злом, которое живет в нас, прежде всего. И ребенку надо сказать, что то зло, которое живет в нас, – это самый главный наш враг. И мы сможем победить зло, которое живет в мире, только когда победим зло, которое живет внутри нас.

Вот пример, детям всегда надо проводить пример и не говорить абстрактно. Самый распространенный грех среди детей, как мы знаем, – это жадность, но еще и вредность. Вот поговорим про жадность. Какие бывают грехи, связанные с этой страстью, с жадностью? Что мы слышим в молитвах?

«Лихоимство» – интересное слово – приобретение богатства недозволенными способами. Чаще всего, это грабеж, но может быть и другое. И надо поговорить с ребенком. А в школе, а в детском садике бывает лихоимство? (Илья Боярский)

– Когда кто-то берет чужое лихой человек, лихо себя ведет. (Анастасия Абрамова)

– И причем делает это грубо: «Это мое, отдай!».

Другое слово – «корыстолюбие» – от слова «корысть», «жадность», «желание наживы и выгоды». То есть, это более тонкая работа, более тонкий подход, с хитростью – не грубой силой, как лихоимство, а человек корыстный. (Илья Боярский)

– Или бывает очень часто так, и деткам это тоже знакомо, что я хочу сделать что-то доброе, но не бескорыстно, а для того чтобы получить там конфету, подарок, заслужить доброе слово воспитателя.

Тут важно держать ухо востро, прислушиваться к себе, потому что если все доброе, что мы делаем, только ради того, чтобы что-то в ответ получить, то действительно ли это добро живет в нас. (Анастасия Абрамова)

– Похожее слово с корыстолюбием, другой немного оттенок – «мздоимство» либо «мшелоимство», от слова «мзда» – «дань», «плата». Как вы говорите: «Ты – мне, я – тебе. Я тебе дал, но не просто так». И, конечно, лучше всего это с примерами жизни, лучше спрашивайте и детей: «А можешь ли ты привести пример?». Конечно, не осуждая, чтобы не говорил, что Ванька с 5 класса делает так-то. Лучше говорить абстрактно либо о себе, что «я накосячил где-то».

Но как же побороться против всех этик грехов, которые мы перечислили? Страшные названия, как же с ними бороться? (Илья Боярский)

– Против жадности. (Анастасия Абрамова)

– Ну, конечно же, щедростью, чтобы ребенок понимал: что такое тьма – это отсутствие света; что такое грех – это отсутствие добродетели; что такое холод – это отсутствие тепла. Чтобы победить холод, надо дать тепла, надо согреть; чтобы победить тьму нужно зажечь свет, нужно дать свет. То же самое с грехом: если мы хотим победить грех, например, жадность, значит, мы должны выращивать в себе добродетели. (Илья Боярский)

– Учить себя отдавать, делиться сначала с другом, который нам нравится, а потом и с человеком незнакомым. Делимся немногим, а оказывается, что это доставляет радость не только тому, с кем мы поделились, но это и наполняет жизнью, радостью собственную душу. Но никогда не говорим о том, что с кем-нибудь поделились. Жадность любит все считать, а если мы будем считать, сколько мы другим отдали, то от жадности никогда не избавимся. Учимся о сделанном добре молчать. Очень важно детям подсказать алгоритм: «Сначала сорняк нужно обнаружить в себе и назвать его. Увидев зло удержаться, чтобы не дать ему действовать вместе с нами. Чтобы этот сорняк не расцвел, просим помощи Божьей».

И вот, смотрите, надпишем на ступенях нашей лесенки те добродетели, которые, например, противоположны жадности, корыстолюбию – надпишем «щедрость», «бескорыстие». Когда мы встречаемся с ними в других людях, то мы всегда радуемся. И вот этот опыт встречи очень важный.

00:40:00

Тут хорошо вместе вспомнить такие случаи из жизни мамы, папы, поделиться опытом радости встречи с подлинной добродетелью и поразмышлять, конечно, в каких наших собственных поступках, по отношению к другим, могут эти добродетели или иные проявиться. (Анастасия Абрамова)

– И как раз, как продолжение этой темы о добродетели и о грехе, нужно вспомнить, что праздник «Введение во храм» – это праздник Рождественского поста, это начало Рождественского поста. Это как раз две темы, которые идут очень рядом. Пост – не только как усердие над желаниями тела, но и как работа над душой, прежде всего. Поэтому я знаю, что многие православные семьи имеют такую традицию – создают календарь Рождественского поста. Если могли бы рассказать, как это правильно сделать. (Илья Боярский)

– Да, это действительно очень важно. Потому что календарь – это целый рассказ о том, с чем мы идем к празднику Рождества, над чем мы трудимся, над чем работаем. Ожидание праздника для детей – не менее значимый процесс, чем вообще сам день праздника.  И вот тут нужно придерживаться такого правила – рассказывать о праздничных двунадесятых вехах стоит именно тогда, когда праздник только еще, вот-вот, впереди, то есть загодя – за день или накануне вечера. «Введение во храм Пресвятой Богородицы» – это первая праздничная веха на дороге Рождественского поста. И очень хорошо сделать эту дорогу поста наглядной для детей, как календарь, он нам поможет в этом.

Итак, как и когда сделать Рождественский календарь? Хорошо бы ко дню начала поста, то есть к 28 ноября. Но можно, если дети еще малы, то чуть позже – например, за пару дней до праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Как сделать календарь? Например, так: возьмите синий или фиолетовый лист бумаги для постели. Такая бумага очень красивых цветов продается в художественных магазинах или в отделах для детского творчества. Размером такой лист с ватман, цвет его – как цвет ночного неба. Мы на нем будем зажигать звезды, каждый день Рождественского поста: новый день – новая звездочка. Но не просто будем считать дни с помощью этих звездочек. Каждая звездочка – это повод для разговоров, для совместного подведения итогов: что радостного произошло в семье в этот день; как кто почувствовал, с кем встретился; что, как звездочки, зажигало радость в доме – папины, мамины улыбки; от чего улыбки вдруг угасли. Мы с вами будем и планы совместные намечать, день за днем, что нужно сделать; что мы строим, какие планы, чтобы в нашем доме было уютнее, теплее, более мирно, и, в общем, радостнее.

Итак, что нам еще нужно приобрести для такого календаря? Все просто: маленькие золотые или серебряные звездочки. Их тоже можно купить в магазине, где есть отделы для детского творчества. Они продаются в таких коробочках, как такие маленькие блестки. Там же мы купим клей, самоклеящуюся цветную бумагу – однотонную и с разными узорами. Сегодня, просто на загляденье, такая бумага представлена на прилавках. Нам пригодятся такие узорные листы, где можно увидеть звезды, снежинки, а также золотые, серебряные листы. Потом, все-таки зима, сами понимаете, снег. Значит, что нам нужно? Вата, синтепон можно; манная крупа – без нее тоже никак, снегу-то намело на земле. Мы зимними днями идем к празднику. Пластилин – из него мы сделаем фигурки, по числу членов семьи.

Итак, открываем семейную мастерскую по изготовлению семейного календаря Рождественского поста. Лист располагаем вертикально, внизу очерчиваем неширокую полосу – это земля. Из самоклеящейся бумаги вырезаем свой домик, в нем мы живем – наша семья, приклеиваем.  Потом попросим каждого члена семьи нарисовать, вырезать из бумаги или вылепить из пластилина свою фигурку. Фигурка к фигурке соберем, приклеим их рядом с домиком – вся семья собралась. Стоим вместе, куда смотрим? В небо. Чего ждем? Ждем появления Звезды Рождества. А она уже сияет высоко-высоко, зовет, напоминает о том, что настало время подготовиться к празднику – так, чтобы с чистым, радостным сердцем встретить его, поклониться младенцу Христу.

Что дальше? Звезды будем всей семьей зажигать. Зажигаем звезду: каждый член семьи вырезает из золотой, серебряной узорной бумаги лучи, соединяем их вместе, приклеиваем в правом верхнем углу листа так, чтобы получилась, на загляденье, большая, красивая звездочка. Конечно, сразу же рассказываем об ожидании Спасителя и о чуде Вифлеемской Звезды. Сразу взгляд бросаем на икону «Рождество Христово». Высоко в небесах горит Рождественская Звезда, и луч ее соединяет небо и землю, падая на рожденного младенца Христа. Эта Вифлеемская Звезда и указывает путь тем, кто искал Христа тогда, чтобы прийти к нему и поклониться, с дарами. Также она нам указывает, напоминает, куда мы сегодня идем. Мы сегодня тоже идем ко Христу Спасителю, ищем спасения.

«Ну вот, а вокруг нас, – продолжаем мы разговор, строя календарь Рождественского поста, – холодно, снег. Так и в жизни бывает. То тепло – радости побольше; то у мамы улыбка пропала, и холодно стало в нашем доме. Отчего это бывает?». Сначала мы приклеим сугробами, вокруг домика и фигурок, вату, манную крупу посыпаем. Ну а дальше, поговорим о том, как согреть друг друга в самую холодную морозную зиму. Конечно же, добрыми делами, а можно и словами, между прочим, – вот так, потихонечку, готовить свое сердце и свой дом для Господа.

А в знак этого, что мы будем делать? Мы будем каждый день зажигать на небе звездочки. Вот они, эти звездочки, покажите их. Фломастером на листе – небольшими точечками, кружочками или циферками – наметьте дорожку от наших фигурок к той звезде, которую вы зажгли. Прямо можно числа писать: 4-е, 5-е, 6-е декабря и так далее – до самого 7-го января столько точек, сколько дней до праздника. Расскажите, что на нашем пути к рождеству встретятся не только обычные, будничные, дни, но и дни праздников, других праздников – вот они. И обозначьте их, приклеив на соответствующее место звездочку из цветной бумаги, чтобы она побольше была, покрасивее, чем приготовленные звездочка для обычных дней. И назовите – 4 декабря – вас ждет праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы». А вот тут вот, от «Введения во храм Пресвятой Богородицы», пройдет пять дней – это день папиных именин. Тоже приклеим звёздочку побольше. А вот тут вот будет день рождения у старшего брата, например. А здесь вот, – Святителя Николая. (Анастасия Абрамова)

– Или Спиридон Тримифунтский. (Илья Боярский)

– Или Спиридон Тримифунтский. Те дни, которые значимые для вашей семьи. (Анастасия Абрамова)

– Новый год можно отметить? (Илья Боярский)

– Конечно. Показать и эту веху – веху Нового года, осталось всего семь дней до праздника Рождества. В Новый год можно подвести итоги – с чем мы до праздника Рождества придем. И вот так делайте каждый день: выбегаем к календарю, подходим и приклеиваем очередную звездочку – день начался. Можно утром посчитать, сколько дней прошло от начала поста, а сколько дней до праздника осталось, сколько прошло – больше или меньше, больше прошло или больше осталось. Но и главное – вечерком сесть с семьей и сказать: «Звездочку то мы зажгли, а  в нашей семье стало больше тепла, радости, света; что мы успели за этот день; что нам нужно еще успеть». Наполняйте маленькие беседы у календаря приготовительными темами, день за днем смыслы поста и праздника открывайте: «Мы идем к Рождеству Христову, шаг за шагом, своею семьею, вместе со всею Церковью». (Анастасия Абрамова)

– Праздник «Введение» еще дает нам повод вспомнить о Рождественском посте не только как об ограничении еде, особенно для детей это не так существенно. Надо детям подчеркнуть, именно в этот праздник, что мы начинаем готовить Христу подарки, с чем мы придем. Ведь осталось всего 40 дней или даже меньше – надо готовить подарки. Что нужно нашему Господу, что он хочет от нас, какие подарки мы ему принесем.

И вот такой календарик или какое-то другое средство для напоминания, или просто беседы семейные – что мы хотим ему подарить, что мы можем ему подарить – это нужно обсудить с детьми. Сначала дать возможность им что-то предложить. Может, кто-то предложит игрушку, может, кто-то нарисует картинку. Это не надо отрицать, это очень хорошо, хотя бы так. Но надо ребенку объяснить и сказать, что Богу нужно твое сердце, нужны добрые дела: «Подумай, малыш, что ты можешь за этот Рождественский пост приготовить – какое-то хорошее дело, а, может быть, ты сможешь побороть какую-то свою вредную привычку; может быть, ты начнешь наконец-то,  убирать свою комнату, или, может быть, перестанешь обижать кота». (Илья Боярский)

00:50:30

– И это действительно важно. Потому что эти простые дела прибавляют радости в доме. Они зажигают мамину и папину улыбку. Это действительно важно. Ну что ж, не будем забывать о том, что и внебогослужебные песнопения, связанные с праздниками года, в частности, с праздником «Введение во храм Пресвятой Богородицы», можно замечательно петь и дома вместе с детьми: подпевать, например, если вы слушаете ту или иную песенку на аудиодиске, петь под гитару. Вот, например, песенку на слова Ивана Рутенина и музыку Людмилы Ершовой – пойте вместе.

(00:51:15 – 00:53:40 – звучит музыка)

Ну что же, конечно, важно сказать, что раз праздник – значит, есть праздничный стол. В день «Введение во храм пресвятой Богородицы» нет каких-либо особых народных традиций, связанных с особенностями трапезы. Но раз праздник, то хотя бы маленький праздничный пирожок. (Анастасия Абрамова)

– Особенность одна – пост. (Илья Боярский)

– Пост, да. Праздничный пирожок, постный праздничный пирожок, с яблоками или ягодами – это маленькая радость и поддержка. (Анастасия Абрамова)

– Опять мое воспоминание из детства – запах ванили. Запах выпечки дома всегда ассоциируется у детей с праздником. Поэтому старайтесь не только на «Введение», но на любой праздник – вот эта выпечка, особенно если дети в ней участвуют: посыплют каким-то сахарком или пудрой. (Илья Боярский)

– Порежут. (Анастасия Абрамова)

– Порежут, будут следить. (Илья Боярский)

– Сплетут полосочки из теста. (Анастасия Абрамова)

– Это очень важно. Это объединяет семью. На самом деле это важно не только детям, но это важно и родителям, и взрослым. (Илья Боярский)

– Итак, сегодня мы говорили c вами о том, как можно подготовиться ко дню празднования «Введения во храм Пресвятой Богородицы», как говорить об этом празднике с детьми. На нашем диске вы можете услышать и подпеть тем песнопениям, о которых шла сегодня речь. А после них – серьезный небольшой разговор, подведение итога, только для взрослых, – пояснения и комментарии священника.

(00:55:30 – 00:59:55 – звучит музыка)

Пояснения священника. (Анастасия Абрамова)

– Праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы» – он особенный. Он немного выделяется из других праздников. Там есть некоторые подводные камни, причем с разных сторон. Поэтому хотелось бы поговорить и об этом.

01:00:12

Взрослым это нужно с точки зрения как взросления, в перспективе, их детей, так и просто для общего развития, для того чтобы можно было поговорить с другими людьми, сомневающимися, с людьми, у которых есть какие-то вопросы.

Итак, первый вопрос – это вопрос исторический. Дело в том, что «Введение во храм Пресвятой Богородицы» произошло приблизительно в 15-20-е годы до Рождества Христова. Надо знать особенности этой эпохи. Как вы помните из «Евангелие», любой грех внешний любое даже подозрение в кощунстве наказывалось в еврейском обществе очень строго – избиение, побиение камнями, смертная казнь. Как вы помните, и сам Христос, обвиненный в кощунстве, был распят на кресте. 

Тут возникали вопросы у очень многих исследователей  и историков, как же первосвященник смог ввести маленькую девочку во Святая Святых и остаться после этого в живых. Вопрос сложный, вряд ли он у детей возникнет, но он может возникнуть у подростков, а также может возникнуть у каких-то интересующихся друзей, родственников, которые услышать вашу беседу с детьми. Вопрос сложный.

Можно дать несколько объяснений. Самое главное объяснение – это была воля Господа, это Святой Дух. А как он это сделал – отвел ли он глаза людям либо, может быть, во время этого присутствовали только свои, чужих не было, были родственники, были близкие, были друзья, которые не возмутились, которые почувствовали вот эту благодать Святого Духа. Есть второе объяснение, более историческое. Дело в том, как мы знаем, Ирод Великий перед Рождеством Христовым, за несколько десятков лет, начал ремонт, восстановление, реконструкцию Иерусалимского храма. Это был глобальный, огромный, проект, по тем временам, в древнем мире. Он был важен не только для Иудеи, но даже для Римской империи. Он требовал больших затрат – и финансовых, и материальных, и людских, и специалистов. Как раз самый пик работ приходится именно в эти годы – «Введения во храм Божией Матери».

С одной стороны – небольшой скептицизм: «Как же, там ремонт, как же она туда попала? Может быть, храм был закрыт?». Во-первых, это первосвященник. Если он непосредственно и не руководил стройкой, можно подумать, что у него были полномочия – какой-то надзор, контроль, и какие-то права на посещение этого места. Во-вторых, это объяснение, почему их не побили камнями. Если идет реконструкция, естественно, много народа там быть и не могло. Возможно, это произошло, более или менее, заметно для окружающих, что знали только избранные о том, что Божья Матерь попала в Святую Святых. Это первый подводный камень – исторический. Второй – более психологический.

Я опять скажу о своих воспоминаниях детства, потому что я вырос в церковной семье и помню те слова, объяснения священника и моих родителей, которые мне говорили про этот праздник – объясняли, пересказывали, давали свои пояснения. И когда был маленький, я это родителям не сказал, но это чувство во мне было. Я очень испугался, когда услышал, что Иоаким и Анна оставили Божью Матерь одну в храме, как бы бросили. Так я это воспринял тогда. Оставили и ушли, как будто отдали в Детский дом. Вот такое было у меня восприятие. Я его сам испугался, постеснялся, никому не сказал. Может быть, зря, может быть, мама мне что-то объяснила бы. Но с этим чувством некоторого страха, некоторой боязни именно этого праздника «Введение во храм», я жил какое-то время.

И это еще почему трагично и плохо, потому что этот праздник, «Введение во храм», детский. Он, наверное, самый детский праздник. Это именно та история, которая должна вдохновить ребенка, чтобы пойти за Богом, чтобы жить церковной духовной жизнью, чтобы развиваться, чтобы думать о каких-то добрых вещах. И этот детский праздник может напугать ребенка. Меня он тогда напугал. Вот попробовать обойти этот подводный камень в беседе с детьми, как-то расставить по-другому акценты. Тем более, фактически, с точки зрения церковного предания и даже исторических фактов, мы можем это сделать. Дело в том, что Божья Матерь была не одна такая. Как я уже говорил, эта была целая система, целый институт попечительства о беспомощных, о нуждающихся, в еврейском обществе. Иудеи приводили стариков, о ком некому позаботиться, приводили сирот. И Божья Матерь была там не одна, в храме.

Второй момент, очень важный: об этом тоже пишут историки, об этом пишут древние еврейские авторы, которые оставили нам некоторые исторические произведения, воспоминания, что жизнь при храме – это не был Детский дом, больше это было похоже на школу-интернат. То есть, если родители не могли дать воспитание, образование ребенку, дать ему кров, еду, одежду; либо, как в случае Иоакима и Анны, сделали это по обету – обещали, вымолили ребенка и приводили его жить в храм. Они не забывали его. Они могли его посещать, могли с ним беседовать, приходить к нему, общаться.

В принципе, это напоминает классическую английскую школу, когда ребенок на пять дней, либо на семестр, отправляется учиться – ночует, живет там, а на выходных возвращается домой. Не знаю, смогла ли Божья Матерь вернуться в Назарет, сомнительно. Все-таки очень далеко, по тем меркам, был Назарет от Иерусалима. Но то, что Иоаким и Анна, пока у них были силы, – я, конечно, уверен, что у них жила такая любовь, что они могли, – по мере сил, они посещали Божью Матерь. Они не бросили ее тогда. Надо, прежде всего, поставить здесь акцент, что это была помощь родителей, что это был обет, это было обещание Богу, но это не было страшной жертвой. Потому что ребенку, особенно маленькому, ему тяжело понять, на какую жертву способны верующие родители.

Нельзя тут не вспомнить о Житиях Святых. Точно так же, тактично и аккуратно, ребенку надо рассказывать и о подвиге Веры, Надежды, Любови. Да, мы идем на жертвы ради Бога. Но в каждом возрасте ребенок может что-то понять, что-то услышать, а что-то может его и травмировать. Тут должна быть чуткость со стороны родителя. Он должен понимать, как и что ребенку можно сказать, а что можно не сказать и перенести на потом.

Праздник «Введение во храм» – очень важный праздник для детей. Поэтому постарайтесь ребенка не перетруждать внешним проявлением Рождественского поста. Все-таки ребенок должен почувствовать с малых лет, что пост – это, прежде всего, не ограничение в пище.  Пост – это, прежде всего, работа над собой; и та работа, которая приносит радость, приносит человеку счастье. Если ребенок будет ассоциировать «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и Рождественский пост как некую тяжелую обязанность для него, лишь бы родители успокоились, нет ничего хуже для ребенка. Потому что когда он вырастет, когда ему будет 14-16-18 лет, он скажет родителям: «Пока! Я сказки эти наслушался, намучался, теперь я хочу жить другой жизнью». Часто родители, особенно неопытные, особенно недавно пришедшие в храм, они не могут понять слова апостола Павла, который сказал, что «некоторым можно вкушать твердую пищу, а некоторым – только молоко». Это сказано о духовной жизни. Так вот, дети – это те, кто вкушает молоко. Все, что мы им говорим, все, что мы их просим делать – самая главная наша задача – не повредить.

И напоследок хочу напомнить слова апостола Павла, который  сказал родителям. «Самая главная заповедь для родителей какая, – сказал апостол Павел, – родители, не раздражайте детей». Постарайтесь сделать праздник радостным, праздничным, чтобы не было какой-то тяжелой обязанности. Смотрите за своим ребенком. Сделайте так, чтобы он не устал, чтобы он воспринял этот праздник, чтобы он действительно почувствовал, что этот праздник не тогда был – 2000 лет назад, а сейчас Божья Матерь входит в храм Божий; и не просто входит одна, что мы идем вместе с ней, что у нас в руках зажженные свечи. (Илья Боярский)

– В студии был священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати Апостолов в Ховрине, отец 4-х детей. (Анастасия Абрамова)

– И культуролог – Анастасия Абрамова. С наступающим Праздником! (Илья Боярский)

Программа подготовлена Центром для детей и родителей «Рождество»

01:10:40

Скачать материалы

Предлагаем скачать сопроводительный буклет в формате PDF с дополнительными материалами.

Скачать аудиозапись в формате MP3.

Скоро:

Следующий аудиопроект с сопроводительными материалами будет посвящен тому, как праздновать Рождество вместе с детьми.

Подписаться на продолжение проекта:

Предлагаем подписаться на продолжение проекта Анастасии Абрамовой «Праздничное детство» и новости Центра:

Скачать материалы

Предлагаем скачать сопроводительный буклет в формате PDF с дополнительными материалами.

 

Скоро:

Следующий аудиопроект с сопроводительными материалами будет посвящен тому, как праздновать Рождество вместе с детьми.

 

Подписаться на продолжение проекта:

Предлагаем подписаться на продолжение проекта Анастасии Абрамовой «Праздничное детство» и новости Центра:

 

Сопроводительный буклет:

Введение во Храм. Проект Анастасии Абрамовой и протоиерея Ильи Боярского Введение во Храм. Проект Анастасии Абрамовой и протоиерея Ильи Боярского Введение во Храм. Проект Анастасии Абрамовой и протоиерея Ильи Боярского Введение во Храм. Проект Анастасии Абрамовой и протоиерея Ильи Боярского Введение во Храм. Проект Анастасии Абрамовой и протоиерея Ильи Боярского Введение во Храм. Проект Анастасии Абрамовой и протоиерея Ильи Боярского Введение во Храм. Проект Анастасии Абрамовой и протоиерея Ильи Боярского Введение во Храм. Проект Анастасии Абрамовой и протоиерея Ильи Боярского

Благодарности:

Храм 12-ти апостолов в Ховрине (настоятель – Илья Боярский) www.hram12apostolov.ru

Благодарим общину храма Сергия Радонежского и храма-часовни архангела Гавриила на Ходынском поле (настоятель – протоиерей Василий Биксей) за оказанную подержку www.sergiy-hram.ru

Большое спасибо Людмиле Ершовой за предоставленные аудиоматериалы

Художник – Олеся Озёрная

Информационные спонсоры:

Агентство религиозных новостей
Благотворительный фонд «Русская береза»
Портал Седмица.RU
Православная классическая гимназия РАДОНЕЖ
Православный женский журнал «Славянка»
Прородительство