Ведущие курса

Анастасия Абрамова, режиссер,  кандидат культурологии

Из статьи автора программы А.А.Абрамовой:

«В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветие — к Покрову, сияние огоньков и ароматов хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки — на Пасху. У каждого праздника есть «свой» цвет, даже запах, свое особенное звучание, своя музыка...

Опыт духовного размышления и осмысления событий, закрепившихся в календаре праздничными вехами жизни, придет со взрослением. А пока каждый праздник может сиять в душе ребенка — и в наших семьях! — особенными, памятными образами.

Вспомним, как свидетельствует об этом Иван Сергеевич Шмелев в автобиографической повести «Лето Господне»: «Великая суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутренней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах - пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождестве были голубые?., постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах — новые красные дорожки... на пуховых подушках, в столовой на диване, - чтоб не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым...

Отец надевает летний пиджак и начинает оправлять лампадки... Он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса: «Воскресение Твое Христе Спасе... Ангелы поют на небеси...» - и я хожу с ним. На душе у меня радостное и тихое, и хочется отчего-то плакать...»

Тут и волнение ожидания, трепетное предвосхищение чуда... и дивное преображение привычной среды дома... и само изменение расписания будничного строя жизни... и незабываемый цвет, вкус, аромат праздника... Его слово и музыка.

Невозможно не заметить, что именно впечатление — эмоционально-смысловой отклик сердца — сохраняется в душе на долгие годы. Типичный и очень распространенный подход к подготовке праздника для детей не учитывает этого обстоятельства.

Полистав всевозможные сценарии, мы увидим, что большинство из них — представляют собой лишь пересказ событий, лежащих в основе праздника. Пересказ этот может быть весьма талантливо написан: в стихах, в прозе, по ролям. Однако опытным педагогам ясно, что праздник-пересказ возможен лишь при первичном знакомстве детей с праздничной вехой. А что на следующий год? А затем? Вновь и вновь пересказывать один и тот же событийный ряд, преследуя дидактические цели, бессмысленно и скучно.

Другое дело — постараться открыть детям то, к чему зовет нас праздник сегодня, найти в его содержании то, что актуально для конкретного возраста, и через это и постараться донести напутственный смысл. Именно донести, а не разъяснить. Зажечь сердце, а не преподать дидактическую схему.» Об этом — на семинарах цикла «Годовой круг праздников».

Праздники православного и гражданского календаря наставляют, напутствуют человека. Их годовой круг сообщает особый ритм нашей духовной жизни... Но в наше время можно встретить и забвение, и даже искажение подлинного значения праздников. Осмысление их православным сознанием подменяется сезонно-земледельческими, а то и вовсе языческими обычаями. Так, например, в сборниках, посвященных «традициям» русского народа, можно встретить утверждение, что «Сретение – это праздник встречи Зимы и Весны», а «Троица – праздник русской березки, где главным персонажем выступает чучело русалки».

Обращение к исконному напутственному смыслу праздника и поиск возможностей раскрытия его для детей в семье — основа авторского семинара культуролога Анастасии Абрамовой для родителей и педагогов «Годовой круг праздников».

Программа «Годовой круг праздников»

  • раскрывает значения праздников церковного и светского года для духовного роста человека и формирования гражданской позиции;
  • знакомит с особенностями праздничных церковных богослужений;
  • помогает осмыслить иконографии праздников; разделить языческое и христианское содержания в праздниках года;
  • возвратить традиции семейного празднования;
  • определить системы возможных впечатлений в жизни семьи, подготавливающих к восприятию праздника, рождающих чувство радостного ожидания;
  • знакомит с традиционными атрибутами семейного празднования, возможностями изменения интерьера дома, особенностями трапезы, песнями, календарными играми.

Поделитесь с друзьями: