Отзывы о программе Куклотерапия

 

Трофим 5 лет, Елена (мама двоих детей 11 и 5 лет), март 2016

Занятия Куклотерапией для нас - открытие нового мира в воспитании. Без излишней требовательности, повышения голоса, без оглядок на недостатки. Воспитание, наполненное творчеством и позитивом. Занятия оказались для нас настолько полезными, что разница в поведении сына удивляла. Это не произошло само собой. На занятиях нам «подарили» эффективные педагогические инструменты, которые позволили значительно исправить ситуацию. Большую роль играет изменение родительского восприятия ребенка – видеть хорошее, хвалить, отмечать то, что удалось, с чем справился. И видеть, как это меняет поведение и отношения в лучшую, более спокойную и доверительную, сторону.

На занятия мы ходили с папой, что оказалось важным для позитивных изменений в отношениях – папа-сын.

Об отношении ребенка к занятиям можно говорить много. Это новый друг - любимая собачка, подготовка декораций к спектаклям, новые игры для всей семьи, радость от интересных и приятных в исполнении заданий. Конечно, это большой семейный труд: для получения результата необходимо вложиться. Последние 2 недели были особенно ударными и насыщенными, но и очень эффективными. За 2 месяца сын очень привык к семейному театру и с грустью узнал, что он должен закончиться. Мы благодарны нашим ведущим – Ирине Львовне и Галине Юрьевне за теплую и семейную атмосферу, за передачу богатого педагогического и психологического опыта. Спасибо вам и очень надеемся, что мы еще встретимся!

* * *

Ксения 10 л. и Гоша 6 л., Екатерина (мама 5 детей от 10 лет до 1г.), март 2016

На момент начала занятий я зашла в тупик в своих педагогических приемах, воспитание детей казалось мне изматывающим нервы и забирающим все ресурсы процессом, в котором я не слишком успешна. Наше общение было наполнено постоянной критикой, контролем и возмущением с обеих сторон, следствием этого была огромная усталость. Мне казалось, что без моего контроля все процессы в жизни детей остановятся. Я искала способы наполнить наше общение радостью, замечать хорошее, но снова и снова скатывалась к привычным, впитанным в детстве приемам авторитарной педагогики.

Перед занятиями у меня было предвкушение чего-то нового, очень важного. Мои ожидания полностью оправдались! Куклотерапия стала для меня спасительным кругом, позволившим выплыть из бурного моря негативизма. Время занятий запустило целую цепь позитивных сдвигов в нашей семье, как внутренних, так и внешних:

  • Я действительно поняла, что дети устроены по-другому. Они живут в оживотворенном мире предметов и явлений, поэтому моментально откликаются, если взрослый входит в этот их мир, говорит с ними на их языке. В нашу жизнь вошла кукла-посредник. Стало очевидно, что этот прием работает, как отмычка к испорченному замку: дети преображались, как только в руках у меня оказывалась разговаривающая с ними игрушка.
  • Дневники добрых дел помогли мне сконцентрироваться на позитиве. Это живая вода для отношений с детьми, прием из серии «исцели себя сам» для уставших родителей! Удивительно, что в процессе их ведения дети стали понимать, что же такое «хорошо», какого поведения ждут от них родители. Использовавшиеся до этого постоянные увещевания, напоминания и угрозы просто не работали. Поведение детей преобразилось на глазах! Ушли озлобленность, возмущение, появилось желание радовать, соответствовать родительским ожиданиям. А для малышей я стала вести устный дневник: рассказываю им вечером перед сном, что мне понравилось в их поведении за день. Они этого очень ждут и просят!
  • Когда мы ввели правила, в их выполнение включились все дети. Мне больше не приходилось постоянно контролировать процесс. Дети стали делать то, за что бились годами.
  • Разыгрывание этюдов было для меня не очень простым, но глубоко работающим методом. Этюды помогают детям пережить новое качество, новые чувства, переместиться в «зону успешности», туда, куда мешают попасть привычные стереотипы.
  • Игры, в которые мы играли, беру в свою педагогическую копилку с благодарностью, они наполняют общение с детьми новыми красками! Жетончики радости – тоже мощный прием, фокусирующий на хорошем, обучающий замечать радость.
  • Очень важно, что мы работали в группе! Ведущими был налажен полезный обмен опытом, создана мощная атмосфера доброжелательной поддержки. Это придало сил и дало возможность меняться! Дети и взрослые учились друг у друга.
  • Мои дети изменились! Стали более открытыми, послушными, у них возникло желание делать хорошее, помогать, проявлять свои лучшие качества. Но главное, мне кажется, это трансформация в родителях, которая происходит на занятиях. Ведь именно мы создаем условия, в которых растут наши дети, от нашего фокуса зависит, что они сами в себе обнаружат, какими себя почувствуют.

Куклотерапия дала мощную установку мне на веру в своих детей, раскрытие их индивидуальности с самой лучшей стороны! Мы просто это сделали, ввели в нашу жизнь. Огромная благодарность ведущим за возможность погрузиться в мир позитивного взаимодействия с детьми!!!

* * *

Федя 8,5 лет и Филипп 5,5 лет, Татьяна (мама 3 детей), декабрь 2015

Я пришла на Куклотерапию со средним сыном, Фёдором, 8,5 лет. Основная проблема: он был упрямым, своевольным, обижал и оскорблял младшего брата. И ещё проблема была во мне: я "не видела" своего сына, не чувствовала его, не понимала какой он.

Занятия помогли мне сблизиться с сыном, установить душевный контакт и взаимопонимание. Помогли разглядеть его и занять правильную позицию в общении с ним.

Хочу сказать, что сначала Фёдор не хотел ходить на занятия кукольного театра. Я смогла договориться с ним сходить на первые 3 занятия, а потом не ходить, если не захочет. Но после трёх занятий "через силу" у нас начались сказочные чудеса. На Федю очень подействовали дневник добрых дел и похвала. Я стала записывать его дела, которые меня порадовали, убрала критику, реагировала только на хорошее. Скажу честно, мне было очень нелегко! Но это чудесным образом повлияло на поведение сына. Он стал хорошим! Стал делать добрые дела тайно (это самое удивительное!!), стал получать удовольствие от добра, которое делал семье. Он поверил в себя, его самооценка выросла. Он стал с пониманием и сочувствием относиться к другим.

Я теперь знаю, как привить и закрепить полезные привычки. У нас была проблема с чисткой зубов. Федя так сильно сопротивлялся этому, что я часто сдавалась и уже не заставляла. Введение правила про чистку зубов и поощрение за это сотворили чудо! Теперь мой упрямый ребёнок просто бежит чистить зубы и я даже не напоминаю ему об этом. Система поощрений и игровые методы так сильно мотивировала сына, что многие серьёзные проблемы удалось решить, например, нежелание Феди идти утром в школу, а после школы делать уроки. И еще важно то, что я научилась правильно использовать систему поощрений, чтобы «не подсадить» на нее детей.

Во второй половине курса к нам присоединился и мой младший сын, Филипп, 5,5 лет. Совместные этюды и занятия очень хорошо повлияли на взаимоотношения братьев. Не скажу, что они стали идеальными и совсем бесконфликтными. Но сейчас мальчики взаимодействуют несравнимо лучше! Кроме того, занятия и репетиции помогли мне увидеть главные мотивы конфликтов, а бесценные советы и консультации психологов дали инструменты для работы с ними.

Хочу ещё рассказать о последнем дне занятий. Когда мы вернулись домой и Федя понял, что больше занятий не будет, то очень расстроился!!!! Вот так. Занятия очень обогатили нашу семью, подняли общение на другой уровень. Мы сблизились, и стали тоньше чувствовать и лучше понимать друг друга.

* * *

Вера 6 л. 5 мес., Александра (мама 5 детей)

Нашей семье очень понравились занятия по Куклотерапии. В результате занятий я сделала несколько важных выводов для себя:

  • не в теории, а на практике убедилась, что если родитель будет осознанно, терпеливо и любя прикладывать усилия для решения какой-либо проблемы, то результат не заставит себя ждать;
  • поверила в свои силы, поняла, что при желании, и я могу мыслить творчески;
  • почувствовала, что вообще воспитание — процесс творческий и интересный, так как существует масса способов для решения конкретных проблем путем меньшего кровопролития, просто родителям необходимо эти пути искать и не стесняться обращаться за помощью к специалистам;
  • увидела эффект позитивного воспитания;
  • многие проблемы снялись от понимания моих ошибок в воспитании, таких как критика, повышение тона, излишняя требовательность.

Не только Вера, но и другие наши дети, и старшие, и младшие, которые не ходили на занятия, стали более старательными и внимательными, более слышащими и послушными, у них появилось стремление к достижениям.

Честно сказать, мне было не очень легко выполнять задания, но в результате мы каждый раз получали огромное удовольствие от занятий и от выполнения домашних заданий (проигрывание этюдов, выполнение правил, ведения дневника).

* * *

Аня 9,5 лет, Ольга (мама двоих детей 18 и 9 лет), апрель 2015

Начну с того, кому она нужна такая терапия. На мой взгляд, ВСЕМ нужна!!!

Атмосфера нашей жизни меняются стремительно. Если раньше ребенку не нужно было объяснять, зачем наводить и поддерживать порядок в комнате, то сейчас это стало очень актуально. В воздухе витает ощущение, что надо делать то, что хочется. А чего не хочется - избегать. Раньше детей можно было заставить что-то делать, а потом это входило в привычку, теперь не заставишь, не получается. На занятиях Куклотерапией есть важная часть - дневник добрых дел. Работая над этим дневником, слушая, как его читают на занятиях, вдруг ребенок с удивлением делает настоящее открытие! Оказывается, убирать постель, мыть за собой посуду, содержать полку в порядке, помогать взрослым - это все не мамина прихоть, не посягательство на детскую свободу, - а на самом деле настоящая сверх ценность сама по себе. Оказывается, это умение ценится в человеке и другими людьми! Это становится нужным не только маме, а это становится нужным самому ребенку!!!! Чего же ещё желать? Именно это и есть цель всех мам! Одна из целей.

Вообще Куклотерапия рассчитана на более ранний возраст, чем мы ходили. Но мне кажется, именно в 8-9 лет самое то! Как раз зарождаются всякие комплексы, назревает вопрос у ребенка, а зачем надо слушаться, и в этот момент Куклотерапия очень убедительно и безболезненно на позитиве дает ответы ребенку на такие важные вопросы. Мне кажется, это как раз такой переломный возраст, когда ребенок одновременно и уже взрослый, готовый на рефлексию, осознание, серьезный разговор, и в то же время еще поддается на игру и сказку.

Для меня занятия были не меньшим открытием, чем для ребенка. Оказывается если сформулировать и записать то, что ребенок сделал хорошо – это совсем не то же самое, что просто похвалить (мне кажется, что я умею хвалить). Записи в дневнике - вещь совершенно волшебная и делают чудеса с ребенком! Эти записи на 100% обеспечивают у нас повторяемость хороших дел. А что же еще мне нужно?! А потом еще как здорово все это перечитывать!!!

И еще я научилась позитивно делать замечания! Они, в отличие от не позитивных, очень эффективны.

* * *

Илья 9,5 лет, Галина

В этом году мы с сыном попали на занятия по Куклотерапии. И хотя Илья уже довольно взрослый, он с удовольствием ходил в «кукольный театр». Меня это очень удивило в начале, но потом я поняла, что проигрывая жизненные ситуации и глядя на них со стороны, Илья учился справляться с собой и своими проблемами. Из этюдов Илье были очень полезны этюды «Машина времени» и «На экскурсии».

Для меня Куклотерапия тоже оказалась полезной, мы лучше стали понимать друг друга, была радость от общения друг с другом. Когда я писала задание о проблемах и достоинствах Илюши, я как-то неожиданно сама для себя привела свои мысли о нем в четкий порядок, и мне уже стало понятно, куда двигаться дальше. Дневник добрых дел сначала было для меня сложно писать, потом я «вошла во вкус» и это стало обычным занятием для меня, подвести итог дня и поразмышлять о сыне. А Илюша ежедневно интересовался, что же я сегодня записала в дневник. Для него это тоже было очень важно.

За время занятий я научилась прислушиваться к сыну, понимать его чувства лучше, взяла на вооружение некоторые идеи и «хитрости», такие как, стимулирование жетончиками, плакат со звездочками и т.п. Было очень полезно разобраться в себе и своих отношениях с сыном.

* * *

Надя 6 лет, Анна (мама двоих детей 6 и 4 лет)

Что моему ребенку и мне дали занятия по куклотерапии

  • Атмосфера театра, спектакли и подготовка к ним увлекли и захватили Надю. Обязательно продолжим спектакли дома.
  • Советы, методики, дневники добрых дел, жетоны радости, анкеты детские и взрослые – всё это помогло более внимательно присмотреться к Наде, изменить акценты в своём поведении, скорректировать своё видение ее проблем.
  • Общение с замечательными ведущими программы, разговоры с которыми и их советы были важной психологической консультацией.
  • Дети и их родители – интересные, умные, думающие люди, общение с которыми было важно как для ребёнка, так и нам, родителям.

Считаю, что всем родителям надо пройти этот курс, чтобы:

1) лучше понимать своего ребёнка
2) скорректировать родительское поведение (больше ориентации на успех ребёнка, акцент на хороших делах, а не замечание плохого поведения)
3) Окунуться в игровую атмосферу воспитания ребёнка.

* * *

Павел 5,5 лет, Елена (мама троих детей)

Большое спасибо за курс! В наше суетное время так мало удается творчески пообщаться с собственным ребенком, поиграть, взглянуть на проблемы с другой стороны!

Многие конфликты стали разрешаться - 2х минутным наказанием - вместо затяжных объяснений и препирательств, и ребенку явно стало проще понимать неприемлемость каких-то вещей в доме (командный тон при обращении к родителям, нытье - для достижения своих целей, упрямство).

Удивительно, что мы сами не замечали главного "сбоя" в картине мира нашего ребенка - нарушения иерархии (непонимание или игнорирование старших в семье). Работаем над этой проблемой.

За время занятий Павел стал самостоятельнее (заправляет кровать, может сложить одежду в шкаф, помогает вешать белье…) Теперь мне хочется искать новые дела для расширения его самостоятельности.

Отдельное спасибо и руководителям, и родителям-"коллегам" за то, что научили меня играть с ребенком в сюжетные игры-спектакли. Раньше я не понимала, что в игре можно что-то объяснить или посмеяться над проблемой, или дать ребенку самому что-то придумать для решения трудных ситуаций, и тем самым уходить от вечного морализаторства, свойственного родителям!

Большое влияние на Павла оказывал дневник Добрых дел, особенно его чтение при других детях.

За время занятий появилось "страшное наказание" :

- Смотри, будешь вредничать - не пойдешь на занятие в кукольный театр!
- Нет! только не это!

Спасибо талантливым родителям нашей группы!

Спасибо внимательным и профессиональным ведущим!

* * *

Арсений 5 лет, Юлия (мама двоих детей 5 и 3 лет)

Два года после прочтения книг Т.Шишовой про Куклотерапию я мечтала попасть на такие занятия. Поэтому, не сомневаясь, согласилась, когда появилась такая возможность. Все занятия прошли на одном дыхании!

Во-первых, хочется отметить, что Арсений с нетерпением ждал каждого занятия и регулярно спрашивал – когда же мы опять поедем в кукольный театр. А после последнего занятия он плакал, когда мы ехали домой, потому что почувствовал, что это было заключительное занятие.

Во-вторых, хочу отметить победы и достижения Арсения, что наиболее важно для нашей семьи:

  • стал проявлять настойчивость и терпение (хоть и с трудом) в тех делах, которые у него не получаются (раньше он все бросал сразу же)
  • если что-то не получается, меньше истерит и быстрее успокаивается
  • значительно уменьшилось количество страхов. Теперь Арсений может сам сходить в туалет, даже если в коридоре никого нет и не горит свет
  • без скандалов и истерик стал засыпать в своей кровати и спать в ней до самого утра
  • в разговорах стал терпимее и старается не перебивать собеседника
  • быстро стал отзываться на просьбы и проявлять послушание.

В-третьих, хочется отметить и свои достижения:

  • Я поняла, какие у меня замечательные и талантливые дети.
  • Узнала конструктивные средства воздействия на детей.
  • Стала учитывать возрастные особенности своих детей и не завышать свои требования
  • На пальцах было изложено и я наконец поняла, как с помощью игры и сказки можно повлиять на ребенка и уменьшить любой негатив в его поведении.
  • Еще раз убедилась в необходимости работы над собой, чтобы вырастить счастливых и добрых детей.

Спасибо вам, Ирина Львовна и Галина Юрьевна, за ваш труд, терпение и мастерство!

* * *

Александра 5л 10мес, Елена (мама двоих детей 18 и 5 лет)

Занятия по Куклотерапии помогли мне узнать много полезных средств и методов в воспитании хороших качеств у ребёнка. Среди них:

Дневник добрых дел. Ведение дневника помогло мне анализировать пройденный день, находить в нём хорошее, а также обращать внимание Александры на нужные качества, которые она стремилась в себе развивать и делать. Она отслеживала, чтобы я записывала некоторые её добрые дела.

Правила для ребёнка. Ведение правил очень понравилось моей дочке и даже двухлетнему Матвею. Они сами отслеживали, чтобы я не забывала им приклеивать наклеечки за каждое выполнение правила. Для нас это оказалось самым эффективным.

Правило1 «Из-за стола встаю, посуду в раковину кладу» Александра уже выполняет на автомате и даже, я заметила, не просит наклейки. Я начала с этого правила потому, что это правило для моей дочери выполнимо и не требует больших усилий.

Правило 2 «Я в игрушки поиграла, а потом их убрала» я не хотела вводить сразу после первого, но Александра мне сама предложила его ввести. Знаю, что у неё есть проблема с уборкой и порядком. Я ей сказала, что мы возьмём это правило, как она просит, но будет сложно. Она согласилась. И вот, что я сегодня заметила ( это 2 неделя введения правила 2 ), Александра прибираясь (без моих напоминаний) на столе и в комнате приговаривала: «Какой у нас беспорядок – так не годится».

Правило 3 «Маму слушаю свою, что мне скажет, выполню» для неё оказалось сложнее, но всё равно выполняет, пока не всегда.

Новые игры понравились Александре и мне. Мы часто с ней играем в них, получая хорошее настроение и переключаясь от забот. («Я думаю, что ты любишь…», «Автомойка»).

Этюды. Обыгрывание проблемных ситуаций очень помогает изменить их. Этюды - это то, что очень понравилось мне и Александре! Особенно этюд по сказке «Волшебник Изумрудного города». Самым полезным был этюд «Разговорам не мешаю». Я напоминаю Александре, когда она нетерпеливо вмешивается в разговоры, про ее собачку Динку, которая не умела себя вести. Действует!

Для себя я поняла, что многие проблемы решаются, если к ним подойти творчески и терпеливо. Нужно быть очень внимательной в воспитании ребёнка, следить за их привычками и поведением. И как можно скорее исправлять нехорошие качества. А для этого есть целый арсенал средств. И ещё, что это огромный труд. Но результаты стоят того! Большое Вам СПАСИБО!

* * *

Коля (6 лет), Светлана (мама двоих детей 6 и 3 лет)

Что мне и Коле дали занятия по Куклотерапии

Вскоре после начала занятий я почувствовала улучшение наших взаимоотношений с Колей.

Самым неожиданным терапевтическим эффектом для меня явилась похвала ребенку. Я начала хвалить Колю, и он преобразился, сгладились многие отрицательные проявления его характера. Взгляд на ребенка, на его проблемы через положительные высказывания перевернул мое представление об отношении к человеку вообще. Я поняла, наглядно увидела и прочувствовала, что такое христианское отношение к людям в целом, и к ребенку в частности: видеть хорошее в них, направлять похвалой в положительную сторону развития. Это было для меня своего рода откровением и очень вдохновило. До этого я всё это много раз читала в книгах, была согласна и понимала умом, но это не было в моем активном запасе, не выливалось в действия, не было прожито.

Я поняла, что многое отрицательное в ребенке вызвано неправильным отношением к его поступкам родителей. Если это стараться в себе исправлять, то можно добиться хороших результатов. Коля уловил изменение моего отношения к нему и стал вести себя лучше, многие конфликты удавалось гасить в зародыше.

Очень помогли индивидуальные беседы: о наказаниях, о разрешении конфликтов между братом и сестрой. Четкость требований и системы наказаний устанавливает четкость и в голове ребенка. Введение правил очень помогло Коле начать организовывать себя, свой распорядок дня. Дневник добрых дел также сыграл свою положительную роль: Коля начал стараться мне помогать, сам отмечал свои дела и просил их записать. Опять же похвала, которую он получал при этом, его очень подкрепляла и задавала нужный вектор развития.

Игры и репетиции объединяли вечером родителей и детей, совместная деятельность помогает выравнивать отношения и исправлять недостатки. Ведь главная причина проблемного поведения ребенка, как я поняла, - это отсутствие правильного взаимодействия с родителями.

Все этюды были интересными и полезными. Особенно запомнился этюд «На необитаемом острове»: папа подключился к репетиции и к изготовлению декораций. Это очень понравилось Коле. Этюды про собачку были очень полезны, Коля сам придумывал для нее правила поведения. Подсознательно он их усвоил в игровой форме, без нудных нотаций и нравоучений. Он вообще не любит нравоучения, постоянные замечания его раздражают, вводят в нервное состояние. Усвоение правил другими способами было для него очень полезно.

Огромное спасибо за занятия, за отлично подобранные этюды, за внимание и поддержку!!!

* * *

Маша 4,5 года, Алевтина (мама двоих детей 4 и 2 лет)

Занятия Куклотерапией начинались для меня и Маши сложно: было непонятно, к чему мы идем, какими способами будем решать свои проблемы и как нам тут помогут разыгрываемые сценки, в которых Маша участвовала поначалу без энтузиазма. А сама я все ждала, что вот сейчас всем нам откроют какую-то супер-тайну про детей и это решит раз и навсегда мои вопросы. Постепенно ситуация выровнялась, и мы с мужем, и ребенок привыкли, что по субботам мы ходим в кукольный театр, где все мы актеры. Дети перезнакомились, стало интересно смотреть, кто что показывает, у кого как занимаются дети. Я расслабилась в отношении волшебной пилюли и старалась брать по максимуму из той информации, которая предлагалась ведущими.

Я изначально шла с нормальным, в малой степени проблемным ребенком, которому и терапия не была остро необходима. В большей степени это нужно было мне самой. У меня был ряд вопросов, которые для себя мне бы хотелось решить и, особенно, практические моменты, как действовать в той или иной ситуации, как реагировать именно мне, маме, и в отношении именно моей Маши, а не книжная теория, что пишется в книгах. И ответы на свои каверзные и практические вопросы я, пожалуй, получила.

Главная польза этого курса для меня - ряд советов и приемов, которыми можно пользоваться в процессе воспитания и, конечно же, приватные разговоры с психологом, который знает моего ребенка, мою семью и мою проблему. Это очень ценно. Речь идет прежде всего о дневнике, кукле-посреднике, домашнем правиле. Кукла-посредник - это отличная идея, раньше я об этом не задумывалась. Куклы-посредники Мики Маус (баловник) и Минни Маус (примерная девочка) нас с Машей очень порадовали. Причем смеялись мы вместе, как эти мыши между собой разговаривали. И я должна признать, что они сделали свое дело - прекратили слезы Маши и очень ее позабавили.

Идея дневника прекрасна. Хотя тут надо делать над собой усилие, все подмечать, анализировать и записывать. То, что нас радует, мы с дочерью проговариваем теперь и устно, я вижу, как ее радует моя похвала, даже столь открытая и прямолинейная, типа: "мне очень приятно, что ты сейчас" (раньше я так не говорила, я старалась как-то намекнуть, завуалировать). Мой муж отмечает мои удачные поступки в моем виртуальном дневнике, а его успехи я тоже ставлю ему на вид. Такая вот семейная терапия получилась.

В целом мне понравился индивидуальный подход и позитивный настрой ведущих, стремление участников поднимать острые вопросы воспитания, говорить откровенно о сложном, делиться личным опытом. Очень здорово сидеть без детей взрослым коллективом и обсуждать наболевшее, хотелось бы продолжить в таком же духе.

* * *

Полина 5,5 лет, Марина (мама двоих детей 5,5 и 3 лет), 2014

Как занятия повлияли на ребенка. У нас изменения произошли быстро и уже заметны. Дочка стала более самостоятельной. Это, пожалуй, одно из важнейших достижений. И самостоятельность потянула за собой уверенность в себе и спокойствие. Скандалов почти нет, хотя раньше скандалы возникали регулярно. Стало гораздо меньше сил уходить на ежедневные дела (чистка зубов, одевание, купание и т.д.). Ребенок стал более жизнерадостным.

Как занятия повлияли на родителей. Во время бесед с педагогами открылись важнейшие проблемы родителей, которые влияют на ребенка и мешают развиваться. Педагоги очень помогли проблему увидеть и осознать. Теперь мы с мужем вместе боремся. Мы на «одной волне», нам нравится, как у нас получается, и мы полны решимости со всем справиться. Атмосфера в доме меняется на глазах.

Кроме того, мы узнали много педагогических приемов, благодаря которым можно добиться от ребенка желаемого без скандалов и повышенных тонов. Сейчас мы успешно применяем многие из них.

Также используем игры на взаимодействие. Играем с ребенком и даже иногда между собой. Например, очень забавно поиграть супругам в доверяющее падение. Такие игры всегда заставляют улыбнуться. Спасибо большое!!!

* * *

Соня и Маша (5 л. и 3,5 г.), Анастасия (мама троих детей от 5л. до1г.)

За время курса в порядке жизни нашей семьи произошло несколько приятных изменений:

  • Дети стали сами вставать и одеваться по утрам. Мамино присутствие им при этом уже не требуется. Благодаря этому от пробуждения к завтраку мы приходим примерно на полчаса быстрее!
  • Дети стали сами засыпать. Не каждый день, но регулярно. Раньше такого не бывало никогда! Это уже само по себе здорово. Но есть и более глубокие изменения:
  • Соня почувствовала, что она может быть не только беспомощной, но и стойкой, инициативной.
  • Соня стала более вежливой и ласковой. Она реже бывает раздражительной и «колючей».
  • Соня стала проявлять больше интереса к практическим делам: одеванию, готовке.

Совершенно очевидно огромное влияние дневников. Для Сони и Маши записывание добрых дел и чтение записей на занятиях было очень важно. Даже не знаю, как мы теперь без этого будем J Дневники очень помогли 1) чаще и ярче хвалить детей, 2) особенно выделять их успехи в проблемных для них областях, то есть задавать им направление развития, 3) раздавать «похвалы авансом», то есть давать им веру в свои силы.

Идеи игр, которые мы узнали за время занятий, очень пригодились. Часто дети просят чем-нибудь с ними заняться, но у родителей не хватает энергии на беготню или придумывание ролевой игры.. Эти игры помогают мне направить в мирное русло бурное веселье детской компании во дворе или в гостях.

Хочется особенно поблагодарить за замечательные беседы с родителями. Для меня все, о чем говорилось, оказалось очень убедительным и актуальным.

Уже на первом занятии мысль о том, что дети плохо себя ведут от хронического недосыпания и усталости, поразила меня своей очевидностью. А ведь к нашим детям это имеет прямое отношение, особенно к Маше. Мы постарались как-то гармонизировать вечерний ритуал и сделать дневной отдых обязательным. Сбои в укладывании действительно сразу дают себя знать: поведение ухудшается.

Также очень значимой для меня была беседа о похвале. Я как бы почувствовала себя на месте ребенка, который чувствует себя неловким и нелюбимым, потому что замечаний в его жизни намного больше, чем похвал. Удержаться от замечаний часто бывает очень трудно, стараемся компенсировать это большим количеством похвал, и в этом, как я уже писала, очень помогает дневник. Очень видно, что дети прямо впитывают похвалы, как цветочки воду. Мне кажется, чаще хвалить друг друга («без конца друг другом восхищаться») важно и супругам. Другие беседы (о наказаниях, о воле и эмоциях) тоже были интересными и полезными. Понравившиеся этюды Соне особенно понравились «Доктор Айболит», «Дюймовочка» и «Поход». По моим ощущениям, «Дюймовочка» попала в самую точку, исподволь убедила Соню в том, в чем она сомневалась: маленькой быть хорошо, но и взросление не страшно, приносит много радости. «Поход» дал опыт освоения новых навыков в необычной, интересной обстановке. Кроме того, основной сюжет этюда (стойкий «походник» подбадривает робкого) Соня уже вне репетиций сама проигрывала со своими любимыми игрушками.

* * *

Ксюша 5 лет, Елена (мама двоих детей 18 и 5 лет)

Когда мы начинали заниматься куклотерапией, у нас с Ксюшей не было больших проблем. Был чрезмерный эгоцентризм, и я видела, что в будущем нас ждут проблемы с поведением и непослушанием. То есть я хотела уже сейчас, когда наши проблемы, можно сказать, в зародыше, предупредить их возможное развитие и направить воспитание Ксюши в благоприятное русло.

И я, безусловно, получила многое: я узнала средства, при помощи которых можно эффективно воспитывать ребенка, направлять его поведение в нужную сторону.

  • Это, в первую очередь, похвала: нужно благодарить ребенка за помощь, радоваться результату его труда. Основной посыл родителя: Ты – хорошая, добрая, трудолюбивая. А если что-то не так – это просто повод поработать и исправить.
  • То, что мне очень понравилось - это правила. Пока не знаю, будет ли это действовать в отрыве от «кукольного театра», но очень на это надеюсь.
  • Этюды с собачкой – тоже очень хороший метод воздействия и решения различных проблем. Все этюды с Розочкой нам помогали. Особенно мне понравилась «Игра, прогоняющая грусть», когда нужно из плохого делать хорошее. Мы это применили в реальной ситуации и результат просто потрясающий! Очень хороший этюд о том, как Розочка заботилась о двух щеночках.
  • Что касается сказочных этюдов, то, конечно, самый лучший – «Цветик-семицветик». Это действительно «возвысило» Ксюшу, подняло ее на новый уровень. Она почувствовала, что можно не только «мне, мне, мне», но и «другим» и что это приятно. Мне кажется, если не заложить это в таком возрасте, можно упустить момент.

Вообще, можно сказать, что успеха удалось добиться, прежде всего в том, что касается эгоизма и эгоцентризма. Ксюша стала легче делиться с подругами, чаще уступать, идти на компромисс. И ее отношения со сверстниками тоже улучшились. Кроме того, у нас большой прорыв в плане знакомства с новыми детьми: уже несколько раз за последнее время она знакомилась с детками на площадке и они вместе играли. Это меня очень радует, потому что примерно с 4-х лет она почти ни с кем не знакомилась.

Очень хорошая вещь – жетончики радости. Даже себе хочется делать такие, ведь часто мы просто не умеем радоваться простому и не замечаем поводов для радости, а их на самом деле много. И потом, в грустную минуту, можно просто достать эти жетончики и снова ощутить ту прошлую радость, понять, что не все так плохо.

Очень понравились разные игры на взаимодействие. Нашей любимой игрой стала «Я знаю, что ты любишь» - очень удобно играть в поездке.

Очень полезными и интересными были беседы с родителями, и вообще атмосфера на занятиях была очень приятная и располагающая. Отдельное спасибо за возможность поработать творчески и в разыгрывании этюдов, и в написании «заданий родителям». Ксюше тоже очень нравилось и репетировать, и показывать сценки, и играть в разные игры. И я, и Ксюша всегда ходили на занятия с большим удовольствием.

Поделитесь с друзьями: