Автор и ведущий

Вера Шелехова, педагог, психолог

Использование тактильно-двигательных игр в ежедневном общении родителей и детей раннего возраста очень полезно и важно для развития детей и детско-родительских отношений.

Ранний возраст (2-3 года) – очень важный шаг в освоении окружающего мира. Дети научились ходить, теперь они совершенствуют свое умение «крепко стоять на земле» – учатся бегать, прыгать, лазать. Ребенок весь мир осваивает через восприятие, а главным инструментом является именно тело. Щекотание, нежные, доверительные прикосновения, сильные, объятия, уверенное пожатие все это впитывает тело. Ребенок чувствует себя – вот он Я, Я есть, Я могу.

Незначительные нарушения моторики и координации движений и несформированность границ своего телесного «Я» отражаются на внутреннем самоощущении ребенка: важно чувствовать где Я, а где не Я, где мои границы. Ребенку, не чувствующему своих телесных границ, трудно определить и внешние границы. Мир кажется небезопасным и от этого тревожно. Могут появиться психологические и поведенческим затруднения: тревожность, нытье, плохой сон, прилипчивость к маме, определенная агрессивность. Ребенок просит: взрослые, помогите мне почувствовать себя самого.

В тактильно-двигательных играх образ передается не только словами, но прежде всего тактильным воздействием взрослого. Ритм, напевность, музыкальность игр вместе с уверенными, любящими прикосновениями формируют, строят телесный образ ребенка.
Часто дети уходят, увертываются от плотных, глубоких прикосновений – именно таким детям важно дать возможность почувствовать себя, а родителям не боятся быть уверенными, сильными и чувствующими.

Тактильно-двигательные игры могут стать не только помощниками в обучении и развитии детей (нос, рот, голова…), в создании доверительного, эмоционально окрашенного общения и хорошего настроения (по кочкам, в ямку бух), а в некоторых ситуациях могут иметь коррекционный и терапевтический эффект (гусеница, рулет).

Поделитесь с друзьями: