Об авторе:

Продолжаем разговор о скоростях современного мира и их влиянии на наших детей с педагогом Центра «Рождество», семейным психологом Еленой Валерьевной Давыденко.

Как перестать 100 раз в день говорить школьнику — быстрее? Как не сорваться на ребенка, а договориться? Как выжить в городском ритме и не потерять доверительных отношений с ребёнком?

Продолжаем разговор о скоростях современного мира и их влиянии на наших детей с педагогом Центра «Рождество», семейным психологом Еленой Валерьевной Давыденко.

 В прошлый раз мы говорили, как маме, понимая возрастные особенности дошкольника, договариваться с малышом. Вот ребёнок пошёл в школу. Родители дополняют школьное образование музыкой, рисованием, спортом, танцами, иностранными языками. А ещё ребёнку нужно успеть погулять, поиграть, да просто побыть наедине с собой и ничего не делать.

 Елена Валерьевна, в каждой семье, где есть школьник встаёт вопрос с уроками. Нам хочется, что ребенок сел и всё быстро сделал. И мы начинаем его подгонять: «Давай, делай быстрее!». Но часто выполнение домашнего задания занимает всё свободное время. В итоге и родители, и ребёнок измотаны просьбами ускориться, а времени на игру, отдых, а иногда и полноценный сон не остаётся. Как быть?

 Во-первых, для сохранения здоровья и взаимопонимания с детьми начальной школы, как и для дошкольника, важен режим чередования ритма жизни. Только звучать это будет по-другому: слушали — размышляли, активно двигались — расслабленно валялись, общение — одиночество. И то, и другое должно быть в жизни школьника. Во-вторых, в фразу «быстро делай» родители и ребёнок зачастую вкладывают взаимоисключающие понятия и просьбы. Родитель говорит: «Быстро делай», то есть «Прошу тебя, не отвлекайся, сосредоточься на этом задании и доделай его до конца». Ребёнок слышит «быстро делай» и... быстро пишет, быстро читает, быстро переворачивает страницы, перескакивает взглядом с одного задания на другое задание и …. ничего не понимает. Почему? Потому что процесс выполнения домашнего задания включает в себя несколько этапов мыслительного процесса:
  • прочитывание и понимание сути задания 
  • воспоминание того, что на эту тему слышал в школе или ещё где-то
  • анализ и сопряжение этих данных 
  • планирование решения, подбор вариантов 
  • выбор варианта решения и собственно решение
  • аккуратная запись начисто или переписывание из черновика. Ну и в какой момент можно действовать быстро? Ответ очевиден — когда эта задача знакомая, много раз сделанная раньше или когда тебе диктуют ответы и решения и ты быстро записываешь. Для всего остального слово «быстрее» абсурдно. Ребёнок может думать и выполнять задания только в своем темпе. Каждый человек уникален, у него своя скорость усвоения материала. Учёба — это и есть развитие мыслительных процессов. Ребёнок учится размышлять сам. Для анализа нужно осмотреться в пройденном материале. Когда взрослый постоянно подгоняет, то происходит системный сбой. Включается другая схема: просто слышу, механически делаю, то что мне сказали. 
 Получается, своим желанием ускорить мыслительный процесс, мы оказываем медвежью услугу ребёнку? 

 Именно так. Ребёнок не учится размышлять и делать выводы. Всё это усугубляется к подростковому возрасту. Чтобы подростку не утонуть в интернет-сёрфинге и выбрать свой путь, необходимо умение размышлять, вглядываться в себя и окружение. А это всегда происходит только через остановку и сосредоточение. На паузе. Для того, чтобы выбрать направление движения, надо остановиться и осмотреться вокруг.

 Средняя и начальная школа нам даёт такую возможность. В этом возрасте происходит формирование у ребёнка мышления и воли, важнейших умений для совершения выбора. И наша задача, как родителей способствовать, а не мешать этому процессу.

 В следующий раз поговорим, почему фраза: «Вставай быстрее» является утренней плёткой для подростков и способна испортить весь день. Почему противопоказана спешка в выборе будущей профессии? И какой ритм общения выбрать, чтобы не разрушить, а укрепить отношения с подростком?

Возврат к списку

Поделитесь с друзьями: