Об авторе:

Алена Лебедева, инструктор по подготовке к родам

цикл статей об отношении к беременности, родам, материнству в традиционной культуре

Сказочно красивая невеста, невероятно счастливый жених, белое платье и черный костюм, цветы, улыбки, пожелания… Что вы можете вспомнить из своей жизни более значительного и красивого? Ничто не праздновалось так пышно и окончательно, как соединение двух молодых сердец. Да оно и правильно! Ведь испокон веку считалось, что только три события в жизни действительно важны: рождение, свадьба и смерть. Естественно, что относительно себя, активное участие мы можем принять только во втором.

Замуж выходили раз и навсегда, как и женились. Поэтому свадьбу с таким надрывом, иногда отдавая последнее, праздновали не случайно. Это навсегда! Перед лицом всех многочисленных гостей — родственников и соседей, перед лицом всех тех, с кем тебе бок о бок придется жить в одном селе и в горе и в радости, ты прилюдно произносил «ДА» в церкви у алтаря. И не важно, радостные это были ответы или ножом входили в отчаявшуюся душу. Слишком много свидетелей, слишком много условностей, слишком сильную цену имели раньше слова. Ты становился другим, и это было так же окончательно, как твое рождение или отход в мир иной. Никакая ошибка не могла быть исправлена, ничего нельзя было переписать заново.

Поэтому и слова звучали по-другому, ведь говорить их приходилось только один раз. Сейчас это сложно себе представить. В современном мире свободных отношений люди ни за что не возьмут на себя такой ответственности, хотя уже давно в выборе спутника жизни их никто не неволит. А как хочется, чтобы потом, как в сказке — «…они прожили вместе всю свою счастливую жизнь и умерли в один день». Конечно, для этого мало любви, для этого необходимо много тяжелого труда над собой. Не оставь, Господи, тех, кто взял на себя этот труд и эту ответственность! А в благодарность что? А в благодарность, конечно, счастливые дети! Дети, не израненные распадом единого для себя целого — семьи. Дети, не перенесшие разлуку с половиной себя — с матерью или отцом. Дети, благодарно украшающие вашу совместную старость. Ведь «не вскормишь малого, не видать и старого».

Именно дети были смыслом всего пышного торжества на свадьбе, именно ради продолжения рода совершался этот сильный многотрудный обряд. Чем только не посыпали новобрачных, чтобы их семья была «…плодовита, аки лоза» — и овсом, и кукурузными зернами, и хмелем, и медом обмазывали, и за пазуху сырое яйцо вкладывали невесте, и ребенка на колени сажали. А самое главное пожелание на свадьбе в Болгарии, например, было таким: «Как роятся пчелы в ваших ульях, так да роятся дети в ваших домах». А в России: «На каждую ночь — сына и дочь». Во всех, практически, народах существовал особый обычай заплетания и одевания женского головного убора, который символизировал переход из девичества в группу замужних женщин. Он тоже был связан с пожеланиями деторождения, иначе этот «переход» не «узаконится». В разных странах были свои символы плодородия. Невесту во время этого обряда усаживали и на дежу (доска, на которой замешивалось тесто, чтобы дети росли, как тесто всходит), и на улей, и на кожух, вывернутый мехом наружу (чтобы детей было столько же, как и ворсинок в кожухе). Не оставляли молодых и на брачном ложе. Клали под перину куклу, чтобы ребенок быстрей родился, или туфлю — чтобы девочка родилась. А чтобы мальчик — шапку, кнут и рукавицу. Смешно, конечно, на туфлях спать. Но вдруг, дети от этого и появлялись?.. А именно, от большого желания их иметь.

Несмотря на явное непризнание внебрачных детей, односельчане все-таки пытались в силу своих возможностей устроить их судьбу. В Чехии бабка повитуха на виду у всей деревни подкладывала парню, которого считала виновником в добрачной беременности женщины, хлеб — роденик, выпеченный в форме запеленатого младенца. После такого публичного провозглашения отцовства не жениться смелых не находилось. А в Словакии по указу Спишского комитата от 1798 года парня, отказавшегося жениться на своей беременной подруге, призывали на военную службу. Если учесть, что служба продолжалась 12 лет, то сразу становится понятным, какой выбор делал молодой повеса. И никогда ни в Польше, ни в Болгарии, ни в России, ни муж, ни жена не становились полноправными членами общества, если не было у них детей. В Болгарии, например, отец не отделял сына, пока не родится у него в семье ребенок. В Польше, супруги только с появлением детей имели право совместного владения имуществом. А уж в России-то даже «семьей» молодоженов не называли, пока не раздастся младенческий крик в избе супружеской четы. С бездетными никто никогда не советовался, они не могли занимать место в общественной жизни, не могли быть избраны ни на какую должность и не имели права голоса. А на Масленицу всякий насмешник, бил старого холостяка или бездетного мужа пустым мешком из-под угла под общий смех всей деревни. Вспомните, как в детстве, пытаясь выразить свое призрение к кому-либо, мы с огромным возмущением произносили: « Ты что! Из-за угла пустым мешком пришибленный?» Да-да,  это из того самого прошлого.

Но смех односельчан это ничто по сравнению с тем горем, которое испытывала бездетная женщина. Ведь только в случае длительной бездетности разрешался развод, и ее с позором возвращали в родную семью. Считалось, что детей не дает Господь за грехи. Вот и отмаливали и просили несчастные женщины снять с них позор. Купались в разных святых источниках (широко распространена эта традиция во Франции, Австрии и Германии), поутру купались в росе (в России), лечились у бабок, которые выполняли в обществе всю работу, связанную с беременностью, рождением и повиванием младенца. Кстати, лечение оказывалось не всегда безуспешно. Иногда после долгого бесплодия, вдруг, становилась женщина «тяжелой». Это воспринималось как праздник. Женщина и ее муж приобретали другой статус, да и другой смысл жизни. Понятно, что появление таких долгожданных детей делало их особенно желанными и любимыми. К сожалению, история ничего не сохранила конкретного относительно лечения бесплодия, кроме самых общеизвестных поверий. Например, муж и жена вместе выпивают чашку с соком брусники и молоком. Потом берутся обеими руками за эту чашку и разбивают, а родители поют:

Сколько черепков,
Столько у нашей Марьюшки
Будет девочек и парничков!
Ложитесь вдвоем,
Вставайте втроем!
На каждую ночь -
Сына и дочь!

Если же беременность наступала сразу и без особых проблем, радость струилась спокойно и обыденно — все в порядке. Впереди много трудов по рождению и воспитанию, но женщина уже отмечена особым светом и особым отношением. Она — будущая МАТЬ! Счастья им в рождении и воспитании!

Счастья вам и улыбки!


Возврат к списку

Поделитесь с друзьями: