Об авторе:

Татьяна Трофимова, журналист, автор статей

для выбора своего пути в двадцать первом

В «Салоне для школьников» семейного Центра «Рождество» начался новый сезон. «Русское детство двух столетий: секреты взросления» — это воскресная культурологическая программа для детей от 10 до 16 лет и их родителей. В этом году участников ждет погружение в Серебряный век и бурное XX столетие. Это была эпоха великих перемен – «модерн», поиск новых тем и форм в искусстве, партийные собрания, митинги, пионерские лагеря, суды над писателями, борьба с инакомыслием, разрушение старого государства и создание нового. Участники «Школьного салона» отправляются в мир детства наших прабабушек и прадедушек.

В начале этого пути мы поговорили с родителями тех подростков, которые участвовали в работе «Салона для школьников» в прошлом году, а значит, уже совершили путешествие в бурный ХIХ век с его романтизмом и мечтательностью, патриархальностью и свободомыслием, пышными балами и дуэлями.

— «Салон для школьников» — это что-то удивительное, — говорит Елена Бурмистрова. Она вместе с сыном Георгием уже третий год — постоянные участники интерактивных вечеров. — Это такая квинтэссенция психологии, истории, культурологии и православной духовности, взгляд на свое прошлое не отстраненными, а любящими, заинтересованными глазами. В школах дают все, что угодно, но только не знакомят с величием русской культуры. А наши дети буквально живут этим. Это изучение русской культуры и истории с погружением. Подросткам, которым все «по барабану», это очень важно. В прошлом году сын заканчивал пятый класс, естественно, «Евгений Онегин» был еще не читан. Но после весеннего бала, где дети ставили сценки из той эпохи, вечером того же дня мой сын потребовал «Евгения Онегина» и две недели это была наша настольная книга, которая читалась на таком подъеме! Согласитесь, заставить тинэйджеров читать классику — это серьезно. В «Рождестве» их учат думать, сравнивать, чего совсем не дает современная школа.

Культурный путь России необходимо знать, но если в юном возрасте наших детей не заинтересовать, то потом им будет безразлично и будущее их собственной страны, на этом сходятся все родители, чьи дети посещают «Салон для школьников». Общекультурный дух, родство со своими корнями, думы о своей стране, о своем обществе — это формирующая характер основа. А где еще этим занимаются? Для современных детей прошлый век, даже его конец — это такая же древность, как и годы Великой Отечественной войны. Они совсем не понимают, как и чем жил народ. Чтобы изменить это, в центре внимания «Салона для школьников» в этом году будут дети начала двадцатого века. Их окружение, герои, чтение, музыка, художественные образы, быт, любимые занятия, мода, нравы – секреты взросления. Перед нами – бурный водоворот событий… И в этом вихре – мир детства наших прадедушек и прабабушек.

Вжиться в роль и сделать собственный выбор

Каждое занятие в «Салоне для школьников» начинается с погружения в тему: в музыку, изобразительное искусство, в исторические реалии, традиции, уклад жизни того века. Ведущая программы, кандидат культурологии и режиссер-педагог Анастасия Абрамова сама глубоко увлечена тем, о чем рассказывает, и дети проникаются этим отношением, вместе проживают понемногу открывающиеся перед ними страницы эпохи. Рассказ сопровождают старые фотографии, афиши и картины, а еще — погружение в историю жизни детей и подростков. Тех самых, которые выросли вместе с эпохой и стали ее символом. Звучат имена знаменитых деятелей культуры, искусства, с которыми дети сталкиваются и в процессе освоения школьной программы. Но в результате обсуждения того, как взрослели эти люди, что их окружало, их опыт отчасти присваивается. Ребенок воспринимает этих героев не как мифических, а очень личностно, через свои переживания.

—Форма подачи не имеет ничего общего с пассивным слушанием, — говорит Ия Модестова, которая вместе с дочерью Машей посещает «Салон для школьников» второй год. — Это примеривание на себя поступков и жизненных выборов людей того времени, вживание современного ребенка в роль того подростка, который жил в прошлом и позапрошлом веке. Они отчасти оказываются в том времени, они фантазеры, они играют в это.

—В этом приятно путешествовать, но параллельно решаются очень важные воспитательные задачи, — говорит соорганизатор и ведущая программы Светлана Лялина. — Подростки идентифицируют себя с героями той эпохи. Мы говорим о среде, в которой жили дети двух прошлых веков, выбирая самые сливки. И рассказываем о жизненных ситуациях, с которыми сталкивались подростки, о тех периодах, которые они проживали в процессе взросления. Мы рассказываем о пространстве детства двух веков и пытаемся проследить, как те задачи, которые стоят перед нынешними детьми, решали их ровесники век и два века назад. Эта параллель делает тот мир очень понятным, и сразу очевидно, что изменилось. Дети все удивительно верно подмечают и формулируют.

Говорите, говорите!

Подмечать и формулировать — это задача интерактивной части занятия. В этом действе участвуют все дети и их родители. Обычно их разбивают на несколько групп по возрасту, и каждой дается посильное задание. Для его выполнения требуется не только использовать знания, но и применить логику, проанализировать, поразмышлять, сформировать собственный взгляд. По итогам один представитель рассказывает о выводах всей группы.

— Результаты в зависимости от возраста получаются очень разные: они на разное обращают свое внимание, у них разный уровень осознания, разные выводы, — говорит Елена Бурмистрова. — Вот совсем недавно каждой группе был предложен один и тот же набор фотографий из разных областей жизни. Они решали, что ценного из прошлых эпох они бы оставили, а от чего отказались бы. Результаты были фантастические! Выяснилось, что нашим детям не хватает пионерской организации, которая объединяла бы всех детей в масштабах страны. А самые старшие сказали, что и дисциплину они тоже взяли бы с собой в новый век. А вот то, что в нашем социуме не актуальны дети в военной форме, все отметили как безусловный позитив! Дети 11-12 и 15-16 лет аргументируют свой выбор принципиально по-разному. Интересно также, насколько не совпадают мнения взрослых с мнениями детей, которые не застали и не прожили советскую эпоху. Они просто другая планета!

При свечах освобождаются мысли

Вторая часть занятия — это чаепитие: гасится свет, зажигаются свечи и дается тема для разговора, связанная с основной темой салона. Дети остаются наедине друг с другом, без родителей. Присутствует только одна мама, которая записывает ход мыслей, аргументацию и чуть направляет разговор, если он начинает уходить в сторону. Дети раскрепощаются, оставаясь одни. Если на них не давить, не глушить авторитетными взрослыми суждениями, то они внутри своего социума раскрываются и не боятся говорить о главном.

Тут перекидывается мостик от темы, заданной основной частью, к современности, к нашей жизни сегодня: дети сравнивают, размышляют. Например, разобрав в основной части смыслы слова «модерн» («современный») дети во время чаепития рассуждают о том, что на их взгляд будет современным всегда. Погружаясь в эпоху борьбы за светлое будущее, за власть Советов, за мир во всём мире и так далее, дети делятся мыслями: а есть ли сегодня в жизни подростка то, за что действительно стоит бороться (дома, в школе, во взаимоотношениях с друзьями, родителями, учителями, в окружающей действительности, в себе самом).

— Извечный вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо». На него дети учатся отвечать сами, анализируя и делая выводы. Эти занятия — такой стимул, говорит Елена урмистрова. — Они даже общаются по-другому. Особенно меняются отношения внутри круга мальчиков и девочек. В современном социуме активные эмансипированные девочки иногда формируют в сознании мальчишек неправильные установки. Если класс на 80 % состоит из лидеров, причем девочек большинство, то мальчики стесняются высказываться, начинают бояться высмеивания, избегают публичных выступлений, не берут на себя ответственность. А в «Рождестве» как-то так выстраиваются отношения, что девочки могут себя почувствовать девочками, а мальчики — мальчиками. Они, например, не боятся выступать от имени группы. Это очень важно и готовит их к примериванию на себя мужских моделей поведения.

Разрешите пригласить вас на танец!

Важная часть «Салона для школьников» — пышные балы-реконструкции, которые проводятся дважды в год: на Рождество и в конце сезона, в мае. Исторически достоверные костюмы, сшитые для съемок фильмов о соответствующей эпохе, прекрасные залы — Пушкинский музей или усадьба Кузьминки. Затянутые в корсеты мамы и элегантные папы, кружащие в танце подрастающих дочерей. Познание эпохи через пластику, через музыку, наряды и манеры, — это ли не самый ненавязчивый путь! Чтобы бал был незабываем и прекрасен, к этому событию готовятся уже сейчас. Третья часть каждого занятия — танцы соответствующей эпохи под руководством профессиональных балетмейстеров. Мальчишки поначалу хохочут, девочки стесняются, но потом все раскрываются и им становится интересно: это увлекает, а потом и начинает получаться. Те, кто занимался в прошлом году, гораздо более раскрепощены и с энтузиазмом выбирают себе будущий танцевальный номер.

В программе рождественского бала — вступление в начало эпохи модерн, путешествие в Серебряный век русской ёлки, стихи Александра Блока, Гумилёва и Ахматовой, Цветаевой и Волошина, музыка Рахманинова и Стравинского. И конечно — танцы в ритмах эпохи «модерн», танцы наших прабабушек и прадедушек, которые исполнят юные дамы и кавалеры, а также их родители и друзья, одетые по моде начала XX века.

Зачем все это?

— Самое главное для меня — чтобы ребенок, помимо того, что он должен быть образованным и культурным, еще вырос хорошим, нравственным человеком, — говорит Ия Модестова. — Мало того, что Анастасия Абрамова прекрасный культуролог и говорит изумительным образным русским языком, но и контингент родителей потрясающий. Это мыслящие, интеллигентные, ориентированные на детей люди, такие, что в общество их детей хочется привести своего ребенка. Но даже не это главное. Дети не только слушают и обсуждают, не только проникаются историями из прошлого. Они потом все это примеривают на себя, и главные человеческие качества берут на вооружение. Они все время обсуждают, что хорошо, а что плохо. И ищут, что из минувшего времени надо бы привнести в современную жизнь, чтобы она стала лучше. Прикидывают, а что могли бы сделать они сами. Параллели, связь истории с настоящим — это великое дело.

«Салон для школьников» работает над расширением культурного кругозора детей и взрослых, заставляет родителей вспомнить то, что они давно позабыли. Он создает поле для познавательного и творческого общения школьников и их родителей; создает и развивает культурное поле семьи.

— Все программы «Рождества» по сути своей воспитательные, — говорит Светлана Лялина. — Дети размышляют над тем, что во все века может быть актуальным, востребованным, нужным, ценным. Они называют очень многое. Говорят об искусстве, например, о классической музыке; говорят о милосердии, о взаимопомощи, обсуждают какие-то бытовые моменты — вплоть до манер поведения и манеры одеваться. Они выхватывают зернышки, которые сохранились, выясняют, что вызывает уважение, а что, наоборот, шелуха, находят примеры падения людей и их нравов. Нам важно, чтобы дети, анализируя это, крепче держались своих убеждений, старались удержаться в жизни от недостойного, низкого или просто ненужного.

В этом году «Школьный салон» изучает величие русской культуры и огромного опыта, поистине невиданного опыта, который приобрел наш народ за минувшее столетие. В конечном итоге речь идет о культурном наследии, которое было наработано за два века, о том, что это богатство не растеряно. Дети учатся это любить, ценить и этим пользоваться. Наше время ничуть не хуже: вспомним хотя бы технический прогресс, изобретения в медицине, науке, изучение космоса. Но есть еще и некая духовная составляющая, которую просто походя не зацепишь. Надо хотеть это увидеть и найти. «Школьный салон» помогает в этом.

При всей обращенности курса в прошлое он все равно направлен в будущее, к взрослой жизни наших детей, к выбору, который они станут делать в своей жизни. В конечном счете, к общечеловеческому кодексу чести. Неслучайно прошлый год в «Салоне для школьников» завершился тем, что каждый ребенок на весеннем балу, посвященном ХIХ веку, получил Кодекс чести дворянина. Как это ни удивительно, абсолютно все, чем не мог поступиться дворянин золотого века, оказалось полностью применимым к нашей жизни.

Все программы «Рождества» построены так, чтобы зацепиться за самое главное в жизни, жить вечными общечеловеческими духовными ценностями. Для того они и задуманы: это не просто досуг, но очень осмысленное общесемейное дело. Не зря возникла формулировка «общее культурное поле семьи». Все программы «Рождества» и «Салон для школьников» в особенности работает на то, чтобы культурное поле семьи стало шире, богаче и полнее.


Возврат к списку

Поделитесь с друзьями: